Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил комплекс запланированных до 2027 г. финансовых стимулов развития промышленной робототехники в России по стадиям жизненного цикла мер поддержки.
За три года объем прямого финансирования мер по развитию промышленной робототехники планируется увеличить двукратно (с 31,3 млрд руб. в 2024 г. до 69,3 млрд руб. в 2027 г.), объем налоговых стимулов возрастет на 40% (с 17,4 до 24,3 млрд руб.). Общая финансовая поддержка отрасли таким образом приблизится к 100 млрд руб., а совокупные расходы за
При этом меры, предусмотренные непосредственно в федеральном проекте по робототехнике, составляют лишь 13% от общего объема финансовой поддержки данной отрасли за указанный период. Остальные 87% средств представляют собой по большей части сочетание прямых общесистемных и налоговых мер, входящих в разные госпрограммы, распорядителями которых являются Минпромторг, Минобрнауки, Минэкономразвития, Минцифры, Роспатент, Росстандарт, Федеральный центр компетенций, институты инновационного развития, научные фонды и другие ведомства.
Приоритеты поддержки в разрезе стадий жизненного цикла в трехлетней перспективе более фокусируются на масштабировании существующих производств роботов, чем разработке новых. Наиболее масштабные финансовые меры ориентированы на ускорение производства (рост в 5 раз) и внедрение робототехники в промышленности (для стадии «эксплуатация» рост в 2,4 раза). Расходы на исследования и разработки увеличатся лишь в
В текущем ландшафте финансовых инструментов, направленных на развитие промышленной робототехники в России, объем налоговых льгот более чем вдвое меньше, чем прямого финансирования. Налоговые стимулы в сфере промышленной робототехники распределяются так: 66,1 млрд руб. составят льготы по НДС (или 79,2% общей налоговой поддержки в
Виталий Дементьев, заведующий отделом правовых исследований в сфере науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, прокомментировал: «Для обеспечения технологического лидерства в области промышленной робототехники требуется комплексный учет мер, связанных с развитием всех стадий жизненного цикла и нацеленных на поддержку всех участников инновационной цепочки в данной отрасли. Сейчас за рамки федерального проекта по робототехнике выходят меры поддержки малых технологических компаний, вузов и научных организаций. В этой связи наряду со стимулами для компаний, которые осуществляют выпуск и эксплуатацию продукции, крайне важны меры для организаций, которые ведут исследования и разработки, отвечают за интеграцию, инжиниринг, подготовку кадров. Также динамику развития отрасли может в целом подстегнуть расширение линейки налоговых мер, особенно на этапах разработки, внедрения и производства промышленной робототехники».