Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил используемые в странах ЕС, США и Китае механизмы привлечения и удержания ученых.
Европейская модель опирается прежде всего на единый механизм финансирования науки и свободное перемещение кадров внутри ЕС. При этом сравнительно невысокие зарплаты для молодых исследователей (например, постдоки получают
Американская модель сочетает гибкость иммиграционной политики, высокие доходы (средняя годовая зарплата постдока
Китай несколько десятилетий реализует системную государственную политику в области поддержки научных кадров. На возвращение китайских ученых и привлечение иностранных специалистов нацелен ряд масштабных инициатив, в частности программы «Цимин» (ранее — «Тысяча талантов»), «Чанцзян», а также региональные проекты. Механизм их прост и заключается в весьма щедрых выплатах: профессору или ведущему исследователю предлагают годовую зарплату около 1 млн юаней, грант на запуск лаборатории в размере от 1 до 3 млн юаней, жилищные субсидии и гарантированный штат аспирантов и ассистентов. С 2021 г. действует Фонд поддержки выдающихся зарубежных молодых ученых с финансированием
Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, прокомментировал: «Конкуренция за таланты остается мейнстримом государственной политики всех стран — технологических лидеров. Для России, которая также стремится обеспечить первенство и суверенитет в науке и технологиях, критически важно выстроить комплексную систему привлечения, удержания и развития талантов в этой сфере. Она должна включать, как минимум, следующие базовые элементы: 1) достойный размер оплаты труда ученых (в ведущих странах он значимо превышает среднюю по экономике) и четкие карьерные перспективы (в частности, в США и ряде других стран это система постоянных исследовательских (профессорских) позиций с высоким уровнем зарплат (tenure track)); 2) эффективную систему привлечения зарубежных талантов: специальные визы, механизмы софтлендинга и поддержки иностранных исследователей в России; 3) обеспечение достаточного числа грантовых программ для ученых на всех основных стадиях их карьеры, включая инициативы, ориентированные на поддержку взаимодействия науки и бизнеса».