Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил используемые в странах ЕС, США и Китае механизмы привлечения и удержания ученых.

Европейская модель опирается прежде всего на единый механизм финансирования науки и свободное перемещение кадров внутри ЕС. При этом сравнительно невысокие зарплаты для молодых исследователей (например, постдоки получают 35–45 тыс. евро в год, в полтора раза ниже американских ставок) и сложный карьерный рост остаются ее недостатками. Весной 2025 г. Евросоюз объявил о запуске инициативы Choose Europe for Science, призванной укрепить престиж европейской науки в целом и сделать регион более привлекательным под углом выбора долгосрочной карьеры в этой сфере.

Американская модель сочетает гибкость иммиграционной политики, высокие доходы (средняя годовая зарплата постдока 55–65 тыс. долл.) и мощный приток частных инвестиций. Текущие визовые программы открывают исследователям относительно простой вход на американский рынок: ежегодно выдается до 85 тысяч виз H-1B для высококвалифицированных специалистов, ученых и инженеров (хотя в сентябре 2025 г. при подаче каждого нового запроса на выдачу такой визы работодателей обязали вносить разовую выплату в размере 100 тыс. долл.). Активно используются визы J-1 для постдоков и O-1 для исследователей с выдающимися достижениями. Обсуждается возможность автоматической выдачи грин-карт всем выпускникам американских PhD-программ по STEM-направлениям, что может радикально упростить закрепление кадров. Организации, ученые и научные коллективы также получают гранты от сотен фондов и некоммерческих организаций, финансирующих исследования. Университеты конкурируют за молодых ученых, предлагая пакеты релокации и финансирование лабораторий, а частный сектор — от Google Research до Pfizer — активно переманивает исследователей, предоставляя опционы и гораздо более высокие зарплаты, чем в академической среде.

Китай несколько десятилетий реализует системную государственную политику в области поддержки научных кадров. На возвращение китайских ученых и привлечение иностранных специалистов нацелен ряд масштабных инициатив, в частности программы «Цимин» (ранее — «Тысяча талантов»), «Чанцзян», а также региональные проекты. Механизм их прост и заключается в весьма щедрых выплатах: профессору или ведущему исследователю предлагают годовую зарплату около 1 млн юаней, грант на запуск лаборатории в размере от 1 до 3 млн юаней, жилищные субсидии и гарантированный штат аспирантов и ассистентов. С 2021 г. действует Фонд поддержки выдающихся зарубежных молодых ученых с финансированием 1–3 млн юаней на три года для исследователей, работающих в приоритетных технологических направлениях — от искусственного интеллекта и квантовых технологий до биомедицины и энергетики. Строгий государственный контроль и ограничения академической свободы остаются барьером для полной международной интеграции, тем не менее для многих исследователей именно масштаб ресурсов перевешивает возможные издержки.

Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, прокомментировал: «Конкуренция за таланты остается мейнстримом государственной политики всех стран — технологических лидеров. Для России, которая также стремится обеспечить первенство и суверенитет в науке и технологиях, критически важно выстроить комплексную систему привлечения, удержания и развития талантов в этой сфере. Она должна включать, как минимум, следующие базовые элементы: 1) достойный размер оплаты труда ученых (в ведущих странах он значимо превышает среднюю по экономике) и четкие карьерные перспективы (в частности, в США и ряде других стран это система постоянных исследовательских (профессорских) позиций с высоким уровнем зарплат (tenure track)); 2) эффективную систему привлечения зарубежных талантов: специальные визы, механизмы софтлендинга и поддержки иностранных исследователей в России; 3) обеспечение достаточного числа грантовых программ для ученых на всех основных стадиях их карьеры, включая инициативы, ориентированные на поддержку взаимодействия науки и бизнеса».