Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках мониторинга мировой повестки научно-технической политики, проводимого с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, изучил свыше 160 мер, инициированных властями 25 ведущих стран с июля по сентябрь 2025 года. Состав рассматриваемых тематик почти не изменился относительно предыдущего периода, однако на фоне перераспределения их весов обновилась иерархия векторов управления сферой науки и технологий.
На первое место вышли вопросы формирования компетенций — от общей поддержки STEM-образования молодежи (как в Бельгии) до подготовки узких специалистов в сфере полупроводников (интересен опыт Бразилии) и стимулирования перехода к преподаванию и обучению с использованием ИИ (в США).
На втором оказалась поддержка исследований, отвечающих актуальным потребностям экономики и общества, а также развитие исследовательской инфраструктуры. К примеру, Германия в приоритетном порядке поддерживает практико-ориентированные проекты ведущих университетов прикладных наук. Австралия создает исследовательские хабы, в которых аспиранты и постдоки из университетов реализуют проекты в интересах индустриальных партнеров. Бразилия вкладывается в проекты по созданию ускорителей заряженных частиц, экспериментальных реакторов и суперкомпьютеров.
Для повышения конкурентоспособности бизнеса (3-е место) правительства запускают инициативы, способствующие укреплению национальных производств и снижающие зависимость от внешних поставок. Так, Индия развивает возможности получения критических минералов из вторсырья. В США создаются региональные инновационные кластеры. В Великобритании разрабатывают планы модернизации национальной экосистемы вычислительных мощностей. В ЕС стартовала программа по обеспечению устойчивости автопрома, в том числе за счет пересмотра экологических требований.
В части госрегулирования (4-е место) заметны усилия ряда стран по созданию благоприятной среды для ускоренного технологического развития. К примеру, Китай утвердил новые стандарты для управления возникающими технологиями. Италия первой в Европе приняла закон о разработке и использовании систем с ИИ. Великобритания впервые в мире опубликовала стандарт для сертификации систем ИИ, используемых для целей финансового аудита. Франция активно работает над оптимизацией процедур запуска, реализации и мониторинга научных проектов. Южная Корея создала онлайн-платформу для сбора и доработки инновационных идей, предлагаемых не только учеными, но и обычными гражданами.
Внедрение технологий (5-е место) стимулируется как за счет финансовых, так и нефинансовых мер. В первом случае речь идет о грантах компаниям, работающим в области «глубоких технологий» (Чехия) или малому бизнесу, осваивающему генеративный ИИ (Бельгия). Примеры второго типа мер демонстрируют власти КНР, которые обновили рекомендации по цифровой трансформации ключевых отраслей обрабатывающей промышленности и по модернизации промышленных парков, и Евросоюз, начавший реализацию сразу двух стратегий, направленных на ускоренное внедрение ИИ в экономике и науке.
Сохраняет актуальность проблематика устойчивого развития (6-е место): действуют программы по переходу к нулевому уровню выбросов в транспортном секторе (Австралия), запускаются крупные проекты в области термоядерного синтеза (США). Ряд государств также инвестируют в создание «умных» гибридных электросетей, обеспечивающих эффективное использование возобновляемых источников энергии (Испания), развитие прибрежной ветроэнергетики (Ирландия).
В целом, несмотря на отмеченные изменения в ландшафте мировой повестки научно-технической политики, остаются неизменными ключевые тренды, в частности, такие как стремление государств к усилению собственной производственной базы с помощью инноваций и растущее влияние технологий ИИ в экономике и социальной сфере.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.