Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил очередное (девятое) издание серии кратких статистических сборников «Цифровая экономика», которая выходит в партнерстве с Минцифры России и Росстатом.

Авторы прокомментировали ряд показателей, характеризующих востребованность цифровых технологий населением и организациями страны.

В 2024 г. 90,4% домашних хозяйств в России были подключены к интернету (+2,5 п. п. к 2023 г.), причем практически все — к широкополосному (89,8%; +2,5 п. п.). Как и годом ранее, только в 0,6% домохозяйств, использующих интернет, скорость соединения не превышала 256 Кбит/с.

По итогам 2024 г. в сеть выходили 92,5% россиян, из них многие (84,6%) — почти ежедневно (в 2013 г. — 71% и 48% соответственно).

Большинство россиян в возрасте от 15 лет и старше подключаются к интернету с мобильных устройств: в 2024 г. — 88,2% (их доля за восемь лет удвоилась: в 2016 г. — 44,7%).

Смартфон является самым распространенным среди цифровых устройств: в 2024 г. хотя бы один имелся в исправном состоянии в семье (домашнем хозяйстве) у 87% опрошенных. У четверти все еще остаются кнопочные мобильные телефоны (26%). У 28% имеются планшеты. Каждый третий обладает стационарным компьютером, чуть меньше — телевизором с функцией Smart TV (30%). Умные колонки есть у 15% опрошенных.

Интернет россиянам нужен главным образом для общения: в 2024 г. 78% опрошенных в возрасте 16–74 лет совершали звонки и видеоразговоры (используя, например, Telegram), 73% заходили в соцсети.

Почти втрое выросла за десять лет доля россиян, которые по интернету заказывают товары и услуги: в 2024 г. это делали 73,7% взрослого населения, в 2014 г. — 25,2%.

Возможности дистанционного обучения посредством сети реализуют 7% взрослых россиян. Намного чаще в интернете ищут информацию, связанную со здоровьем: среди опрошенных — каждый третий (35%).

После коронакризиса в течение нескольких лет стабилизировалась на уровне 81% доля детей, использующих интернет практически ежедневно (среди обучающихся в общеобразовательных организациях в возрасте до 15 лет), главным образом для подготовки к урокам (в 2024 г. эту цель отмечали 87%, в 2020 г. — 83,7%); и почти в 2,5 раза сократилась доля школьников, которым интернет необходим для дистанционного обучения (с 68,9% в 2020 г. до 27,6% в 2024 г.).

Бизнесом наиболее востребованы цифровые платформы и облачные сервисы — их использует каждая пятая крупная и средняя организация. Малые предприятия также активно внедряют цифровые технологии. Две трети из них используют цифровые платформы, каждое пятое предприятие — облачные сервисы.

Получают распространение и технологии искусственного интеллекта. Более половины крупных и средних организаций — пользователей этих технологий внедряют ИИ-решения в бизнес-процессы, связанные с маркетингом и продажами, производством товаров или оказанием услуг, управлением персоналом.