Образ

 

Как и Гарольд Хилл, Ларри Эллисон  -  отчасти мальчик на посылках, отчасти вдохновенный вождь. Сейчас он пытается увлечь всех идеей сетевого компьютера.

 

Не вызовет ли это проблемы прямо здесь, в Ривер-Сити?

 

Все решает удача. Когда 4 сентября исполнительный директор Oracle Ларри Эллисон вышел на парижскую сцену, его целью было поубавить восторги по поводу Windows 95 и показать язык Биллу Гейтсу, также произнесшему там программную речь. Он нашел для этого дьявольски хитрый способ. Эллисон, всегда любивший поактерствовать, создал потрясающий образ пятисотдолларовых устройств для работы в Internet, которые способны сильно испортить жизнь Microsoft. Пока не началась истерия в прессе, Эллисон сам до конца не понимал, что сотворил. "Тогда Ларри сочинил речь только для того, чтобы поддеть Билла,  -  признался президент Oracle Рей Лэйн.  -  Никакой стратегии не было".

 

СЛЕДУЙТЕ ЗА МНОЙ: Эллисон хочет сместить

Билла Гейтса и стать главным человеком в отрасли,

однако его возможные последователи не уверены,

что он поведет их правильным путем

Зато теперь это  -  стратегия. Наделав шуму, Эллисон собрал группу инженеров и специалистов по маркетингу, чтобы создать ссылочную платформу, пакет приложений и найти производителей для выпуска так называемого "сетевого компьютера", а сам тем временем отправился колесить по миру, пропагандируя его. Недавно он впервые публично описал картину сетевого будущего и продемонстрировал сетевой компьютер на конференции разработчиков для Oracle в Сан-Франциско. Он круто берет  -  отпускает провокационные замечания типа: "В конце концов операционная система не имеет никакого значения". Он умеет убеждать. "Ларри чаще всего оказывается прав. Люди его слушают",  -  отметил Стив Джобс, исполнительный директор фирмы NeXT и близкий друг Эллисона.

 

Как выясняется, конечная цель Эллисона  -  не просто испортить жизнь Microsoft. Он хочет ни больше ни меньше как низвергнуть ее с пьедестала "первой компании по производству программ". Однако, назначив самого себя вождем киберреволюции, Эллисон рискует своими нервами и репутацией. Те самые вещи, которые помогли ему достигнуть успеха, могут обернуться против него. Он красноречив  -  зато любит раздавать обещания. У него достаточно широкие взгляды, но при этом он слишком быстро переключается с одного многообещающего проекта на другой. И, подобно "дирижеру" Роберта Престона, он  -  законченный торговец, иногда вдохновенный, иногда хитрый.

 

Более того, кажется, что он, как и Рей Ноорда, охвачен одной-единственной страстью  -  свалить Microsoft. Подобная политика фактически погубила Novell. Даже если сетевые компьютеры так нравятся Oracle, еще рано говорить о том, что они понравятся кому-то еще. "Ларри  -  человек очаровательный,  -  сказал Фрэнк Хуанг, председатель Umax-Elite Group, тайваньского компьютерного конгломерата, который и сам хочет приобрести лицензии на производство сетевых компьютеров.  -  Идея великолепна для Oracle, но хороша ли она для нас и сможем ли мы заработать на этом деньги, я не знаю".

 

Сам Билл Гейтс высказывается о том, нужен ли Эллисон кому-то, кроме себя, с едким сарказмом, зато откровенно: "Нам нужен Ларри. Он нам очень нужен. Он ведь тако-о-о-й самоуверенный". Чрезмерное самолюбие, родимое пятно Эллисона, часто оказывалось его больным местом. В 80-х, когда Oracle вдруг возникла ниоткуда, Эллисон приобрел репутацию "скандального сукиного сына". Соответственно в 90-х не обошлось без слез  -  неудержимый рост Oracle обернулся против нее, и это чуть не привело к краху. Впрочем, Эллисон не растерялся. Он уволил всех своих заместителей, нанял новых, временно ушел с поста председателя и вернул контроль над компанией. Сейчас основной бизнес Oracle  -  базы данных  -  опять процветает. Компании принадлежит почти 50% рынка независимых производителей баз данных. Когда-то хиреющий, бизнес приложений растет на 100% в год. Результат: за прошлый финансовый год компания отчиталась о чистых доходах в 442 млн. долл. из общих 3 млрд. Низшая цена на акции  -  около $50, почти в два раза больше, чем год назад.

 

Теперь на сцену выходит сетевой компьютер  -  последняя страсть Эллисона. На первый взгляд это похоже на авантюру, в которую Oracle совершенно незачем влезать. "Программисты редко хорошо справляются с разработкой компьютеров",  -  отметил аналитик фирмы Dataquest Пол Каббадж. Эллисон утверждает, что Oracle прекрасно с этим справится. Чистая Швейцария: в отличие от производителей аппаратного обеспечения, он может создать открытую аппаратную платформу и продавать подобные устройства, не конкурируя со своими союзниками. Oracle собирается взимать небольшую плату за использование авторских прав с каждого устройства, которое будут продавать ее партнеры, однако реальные деньги принесет взлет спроса на базы данных Oracle и новый пакет сетевых приложений. "Если мы правы, всё окупится сторицей,  -  сказал Энди Лорсен, вице-президент Oracle по сетевым компьютерам.  -  Представьте себе мир, где существуют миллиарды подключенных к серверам устройств". Лэйн ожидает, что продажи сетевых компьютеров всех типов увеличат доходы производителей баз данных в десять раз.

 

Эллисон принимает в проекте самое активное участие. Сначала он потратил бо’льшую часть недели, работая вместе с вице-президентом фирмы Frogdesign Дэном Харденом над общим дизайном сетевого компьютера  -  странного вида устройства, похожего на крошечный черный небоскреб. Он весь день говорит по телефону со своими заместителями, донося до них свои идеи и требуя отчета о проделанной работе. "Состояние такое, как будто тебя привязали к носу летящей на Сатурн ракеты",  -  жалуется Лорсен, признаваясь, что Эллисон звонит ему три-четыре раза в день.

 

Эллисон и раньше увлекался. Иногда это себя оправдывало. Пропагандируя Unix в качестве платформы на уровне предприятия, он стал вождем корпоративной клиент-серверной революции. Он выступил на защиту симметричной многопроцессорной обработки  -  в результате Oracle лидирует в категории крупных баз данных. Недавно корпорация продемонстрировала в Японии базу данных объемом 5,5 Тб.

 

Зато другие любимые его проекты провалились или, во всяком случае, не стоили поднятого Эллисоном шума. Возьмем интерактивное телевидение. Эллисон был в первых рядах, предсказывая колоссальные продажи и скорое появление этой технологии в каждом доме. Однако, столкнувшись с техническими сложностями и огромными затратами на инфраструктуру, гиганты связи и кабельного телевидения отступили. Другим его коньком были компьютеры с массированной параллельной обработкой данных. Эллисон видит в них замену мэйнфреймам при работе с коммерческими приложениями и "помпу" для перекачивания данных для интерактивного телевидения. Пять лет назад он лично заплатил 60 млн. долл. за контрольный пакет nCube  -  крошечной серверной компании  -  и бросил ее на освоение новых областей рынка. Увы, компания до сих пор остается маленькой.

 

Эллисон также не раз пытался захватить влияние над клиентской частью в программном бизнесе  -  эффект оказался невелик. Workgroup 2000, с большим шумом представленная в прошлом году низкоуровневая база данных, не принесла серьезных доходов. "Мы не сумели прорваться",  -  признался один из сотрудников Oracle. Пользовательский графический интерфейс для настольных компьютеров отправился в никуда. Попытка Эллисона объединить производителей Unix, заставив их использовать операционную систему фирмы NeXT в качестве общего пользовательского интерфейса, тоже провалилась.

 

Некоторые из авантюр Эллисона стали порождением его раздутого "я". Возьмем знаменитый план покупки фирмы Apple Computer. "Ларри очень хотел бы владеть этой операционной системой  -  это отличный способ "сделать" Microsoft",  -  сказал Фарзад Дибаши, прежде один из руководителей Oracle по интерактивному телевидению. Но Эллисона остановили  -  сначала, пару лет назад, цены на акции Apple оказались слишком высоки, а недавно он осознал, что не имеет никакого отношения к продаже аппаратного обеспечения. "Мы не работаем в основной для этой фирмы области бизнеса. Ларри это знает, и Совет директоров тоже",  -  пояснил Джей Верклер, бывший директор Oracle по мобильным вычислениям.

 

Неутомимые попытки Эллисона найти "что-то новое и прекрасное" сказываются и на его частной жизни, а может, оттуда они и проистекают. Он три раза женился и разводился. Те, кто его знает, говорят, что он бесконечно меняет престижных подруг. То же самое и с домами. Их у Эллисона сейчас два  -  один в Эйтертоне (шт. Калифорния), другой в Сан-Франциско. Неподалеку, в Вудсайде, он строит еще один, по подобию японской самурайской деревни XVI столетия.

 

По словам сторонников Эллисона, большая часть его любимых проектов окупается.

 

Например, принадлежащая компании технология интерактивного телевидения через пару месяцев будет применена в корпоративном сервере среды передачи данных. Быстрые машины nCube сейчас, когда этот рынок становится более цельным, хорошо подходят для обработки огромных баз данных Internet. Кроме того, как говорят его помощники, Эллисон уверен, что все такие проекты некоторым образом помогают развитию уникального подхода Oracle  -  единой интегрированной архитектуры, объединяющей клиентов, рабочие группы, корпоративные серверы и Internet.

 

Что еще более важно, некоторые из последних его проектов  -  реальная, достойная внимания альтернатива продукции Microsoft. В результате этого некоторые лидеры отрасли стали относиться к нему лучше. Например, исполнительный директор Compaq Экхард Пфайффер 13 декабря прошлого года принял участие в шоу, посвященном выходу нового пакета Interoffice корпорации Oracle. Этот пакет конкурирует с BackOffice корпорации Microsoft. Пфайффер объяснил, что несокрушимая деловая энергия Oracle делает ее хорошим партнером. Однако он утверждает, что не хотел бы потерять своего старого союзника  -  Microsoft. "Мы не стараемся ее ударить, участвуя в мероприятиях вроде этого",  -  сказал он.

 

Однако, по мере того как кампания по вытеснению Microsoft набирает обороты, Эллисон начинает оказывать давление на другие фирмы отрасли, принуждая их ослабить связи с Microsoft. Последним, кто попытался это сделать, был Рэй Ноорда. Мы все знаем, чем это кончилось для его компании. Пойдет ли Эллисон по его стопам? Хотя помощники Эллисона подтверждают, что сейчас он старается, как когда-то Ноорда, превратить свою компанию в противовес Microsoft. Они уверены  -  и аналитики с ними согласны,  -  что исход, скорее всего, будет совсем другим. "Ларри совершенно не похож на Рея,  -  сказал Марк Бениофф, вице-президент Oracle по Web и рабочим группам.  -  Он моложе, энергичнее, умнее и сумел создать более мощную компанию".

 

К тому же нельзя быть на сто процентов уверенным, что Эллисон настолько занят Биллом Гейтсом, насколько это кажется на первый взгляд. Несколько бывших руководителей Oracle полагают, что это скорее блеф. В конце концов Microsoft и Oracle по-прежнему не являются прямыми конкурентами. Бывший руководитель Oracle Дебаши называет все это хорошо продуманной интригой на высшем уровне, намекая прежде всего на подручных самого Эллисона. Раньше он создал образ врага из Ingres и Sybase  -  пока с ними не расправился. "В бизнесе дела идут гораздо лучше, если вы умеете концентрироваться,  -  сказал Дебаши.

 

-  Oracle концентрируется на Microsoft. Каждый понимает важность этой миссии".

 

Иногда бывает трудно понять, чего именно хочет Эллисон, этого не могут сделать даже его сотрудники. В коридорах Oracle все стараются ходить на цыпочках. По словам прежних руководителей, никому не хотелось бы обидеть босса. Тем, кто находится за стенами Oracle, остается только гадать, что именно движет Эллисоном. Некоторые уверены, что в основе всего лежит подсознательная неуверенность в себе, возникшая из-за того, что в свое время его отдали на усыновление. Исполнительный директор Sun Microsystems Скотт Макнили уверен, что Эллисон просто "отчаянно боится, ему снова и снова приходится доказывать себе, что он способен добиться успеха".

 

Амбиции Эллисона, намеренного править эпохой Internet, могут привести к прямому конфликту с некоторыми давними союзниками, в том числе с Макнили, который рассчитывает создать конкурирующий сетевой компьютер. Макнили называет Эллисона "другом по духу" и говорит, что в бизнесе хватит места для них обоих. Все же он не будет сидеть сложа руки и наблюдать, как Эллисон и Oracle карабкаются наверх. Макнили говорит: "Ему придется сначала свалить нас".

 

По словам Дэнни Тьюрэйно, бывшего вице-президента Oracle, Эллисон может также вступить в конфликт с некоторыми из руководителей производящих аппаратное обеспечение компаний, в которых он хотел бы видеть производителей сетевых компьютеров. Когда ему нужно, Эллисон может быть безумно очаровательным, однако, "если все шевелятся недостаточно быстро, он может разозлиться, и они это почувствуют,  -  отметил Тьюрэйно.  -  Они могут увидеть темную сторону Ларри и не захотят продолжать".

 

Впрочем, сейчас Эллисон ведет себя наилучшим образом. Например, в январе он просто обворожил участников одной из конференций в Японии. Однако все сладкие речи Эллисона пока никак не отразились на рыночной политике. Даже любимица Internet Netscape не хочет принимать его сторону в войне "сетевые компьютеры против ПК". "Мы в это не верим",  -  заявил исполнительный директор Netscape Джеймс Барксдейл. Некоторые представители отрасли жалуются, что менять гегемонию Microsoft на власть Oracle  -  перспектива не из приятных. У Oracle не меньше диктаторских наклонностей. Она принуждает клиентов платить за свое представление об интегрированных базах данных, приложениях, инструментарии и, наконец, сетевых компьютерах. Некоторые из бывших руководителей Oracle даже ставят под сомнение искренность отношения Эллисона к своему новому детищу. "Он  -  П.Т. Барнум компьютерной отрасли,  -  заявил один из них, утверждая, что Эллисону "наплевать" на сетевые компьютеры.  -  Ему просто нужна бесплатная реклама".

 

Это, наверное, слишком. Все равно каждому из тех, кому захочется присоединиться к большому шоу Ларри Эллисона, следует быть осторожным. Одно дело, когда Oracle делает крутой поворот, а совсем другое, когда такой же прыжок совершают ни в чем не повинные наблюдатели, если только они не хотят неприятностей в Ривер-Сити.

 

Стив Хэмм

 

ИНТРИГИ

 

Болезненный интерес Эллисона к Гейтсу может быть просто блефом с целью расшевелить своих сотрудников

МИРОВОЙ РЫНОК РЕЛЯЦИОННЫХ СУБД ДЛЯ UNIX

         

Источник: Dataquest, июнь 1995

ОБЩИЕ ДОХОДЫ ORACLE (млрд. долл.)

Источник: Oracle