Размещая информацию на внутренних Web-узлах, сотрудники нефтяного гиганта действуют по принципу "сделай сам"

 

Не спрашивайте сотрудников компании Schlumberger, входящей в список Fortune1000 о бизнес-плане, обосновании, стоимости или даже о назначении их внутренней сети. Хотя разрастающаяся корпоративная сеть изменила работу персонала Schlumberger, она органично влилась в их жизнь. Индивидуальность сети выразила природу самой компании, которая отличается высокой степенью децентрализации и независимостью рабочих групп.

 

Назовем ее самоорганизующейся внутренней корпоративной сетью (self-serve intranet).

 

Корни этой сети уходят в далекое прошлое. В начале восьмидесятых компания Schlumberger создала частную сеть главным образом для обработки электронной почты и файлового обмена, используя протокол TCP/IP еще до того, как соответствующее программное обеспечение стало широко доступно.

 

"Как только стала появляться Интернет, наша сеть органически в нее вписалась. Это не был проект. Не было никакого целевого финансирования. Это естественно возникло из потребностей людей",  -  рассказал Ларри Гутман, менеджер по информатизации (отделение в Шугарленде, шт. Техас).

 

Создание intranet форсировали два фактора. С одной стороны, рыночные условия заставляли персонал 12 производственных линий компании работать быстрее. С другой стороны, высшее руководство побуждало сотрудников использовать собственные технологии и экспертизу, что при существующей структуре компании сделать было нелегко. Отдела, в котором можно было бы получить консультацию эксперта, например по технологии беспроводной связи, как такового не существовало: нужные специалисты были закреплены за конкретными рабочими группами. Поэтому в компании, где занято более 51 000 человек, разбросанных по 450 точкам в более чем 100 странах, чтобы отыскать нужного специалиста, требовался в буквальном смысле "всемирный поиск". Компания Schlumberger вынуждена была искать более эффективный путь сотрудничества и связи. "Развитие intranet скорее происходило естественным путем, чем по приказу,  -  заявил Скотт Газери, ученый советник компании Schlumberger.  -  Компания сняла ограничения на разработку сети, и старшие менеджеры во всех отделениях получили свободу в использовании средств для развития фундаментальной и гибкой технологии". Кроме поддержки протокола TCP/IP для всех платформ, для новой технологии потребовались пакеты клиент-серверных приложений, электронной почты E-mail фирмы Eudora, браузеры и клиентские программы фирмы Netscape, а также ПО Microsoft Office. Создавая отчеты на Web-узлах, старшие менеджеры наглядными примерами демонстрировали важность использования технологии intranet.

 

"Чтобы узнать, что происходит в компании, лучше всего было обратиться к сети, поскольку вся информация содержалась именно там",  -  вспоминает Газери, который был главным энтузиастом развития технологии intranet. Он объездил 50 инженерных центров компании Schlumberger, даже слетал на маленький островок в Финляндии, чтобы поговорить с пятью сотрудниками. Он прочитал им часовую лекцию о технологии intranet и до вечера просидел с ними за терминалом Интернет, демонстрируя ценность открывающихся возможностей.

 

Сейчас Газери считает, что проект intranet можно было бы ускорить, если бы кроме него был еще один официальный защитник сети, но в любом случае заполонившие компанию технические "спецы" скоро сами начали искать применения intranet. "Серверы стали появляться везде, где только можно: и на существующем оборудовании, и на специально приобретавшемся отделениями. Это расширяло кругозор. Первое, что обнаружилось,  -  в Web больше информации, чем в местных библиотеках",  -  сказал Гутман.

 

Отдел информационных технологий организовал группу из четырех специалистов технической поддержки Web-серверов, которая выработала внутренние стандарты компании и установила основные правила поведения и ответственности при работе в сети, а также дала рекомендации по стилю.

 

"Каждый должен осознать, что он не только потребитель, но также и поставщик информации. Сеть intranet является полностью самоорганизующейся. Никто не станет создавать для вас сервер и разрабатывать страницы. Вот инструменты, вот люди, которые могут помочь. Многочисленный обслуживающий персонал  -  это не тот путь; достаточно небольшой группы экспертов для консультаций",  -  считает Гутман.

 

Однако обратиться к этим экспертам  -  это не просто позвонить по телефону. Группа взимает почасовую оплату за установку и техническое обслуживание Web-серверов. Отделения оплачивают эти расходы, которые находятся примерно на уровне часовых расценок внешних консультантов. По мнению Гутмана, нет причин платить за помощь со стороны дороже, чем собственным сотрудникам.

 

Индивидуальность intranet копирует черты самой компании. По роду работы инженеры компании Schlumberger регулярно выезжают в разные страны для обслуживания нефтяных скважин. "Если среди ночи что-нибудь ломается, им приходится это исправлять",  -  говорит Гутман.

 

Вызов эксперта

 

Особый характер компании придал intranet неожиданный колорит. Schlumberger, как и многие другие компании, имеет в intranet корпоративную папку. Сотрудники компании ведут в ней свои собственные записи, где указывают области, в которых считают себя экспертами. Экспертные знания не обязательно относятся к их основной работе, они могут быть и результатом увлечений. "То, в чем люди считают себя специалистами, не всегда совпадает с тем, что думают по этому поводу начальники",  -  считает Газери.

 

Окно поиска экспертов компании Schlumberger

Таким образом, когда рабочей группе в компании Schlumberger срочно нужен совет, как, например, выбрать марку цемента для работ в Антарктиде, то она по ключевым словам находит сотрудника, считающего себя специалистом по цементу, и проверяет его профессиональные знания на практике.

 

Сотрудники компании Schlumberger сами разрабатывают проекты использования intranet, которые, по их мнению, принесут пользу компании.

 

Администратор Кэтлин Джонсон решила, что компании нужна семейная базовая страница, где сотрудники могли бы найти няню для ребенка или узнать о семейных мероприятия в районе. Хотя у нее не было специальной подготовки, Джонсон без труда создала свою страницу и даже свой Web-сервер.

 

"В intranet более двухсот серверов, и по крайней мере половина из них работает на настольных ПК",  -  сказал Газери.

 

Хотя в больших компьютерных фирмах сотрудники не испытывают затруднений с установкой Web-сервера, однако среди тех, кто не имеет дела с информационными технологиями, вызывало удивление, что рабочий компании Schlumberger может в любой момент самостоятельно создать Web-сервер. "В других фирмах я слышал возражения против того, чтобы любой сотрудник мог создавать свой сервер. Почему-то многие думают, что запуск сервера  -  обременительное занятие и этим должен заниматься отдел информационных технологий",  -  заметил Газери.

 

Неудивительно, что компания Schlumberger восприняла культуру intranet. "Когда люди оперируют понятиями распределенной информации, то в первую очередь они обращаются к intranet",  -  считает Гутман.

 

Производственные центры больше не печатают отчеты на бумаге  -  они помещают их в Web и сообщают всем заинтересованным универсальный указатель ресурса (URL).

 

Айен Феттерли, менеджер компании по информации Web, использует intranet как сенсорную систему. Любая почта или отчет, относящиеся к проекту, попадают в intranet, так что все сотрудники, за исключением немногих, находящихся вне брандмауэра, могут в любой момент видеть текущее состояние проекта.

 

"Теперь меня не мучают вопросами. Мы верим, что все должно базироваться на принципах открытости",  -  утверждает Феттерли.

 

И все же у компании Schlumberger остаются некоторые проблемы. Например, менеджер по информационным технологиям Гутман хотел бы еще более упростить преобразование документов и ввод их в сеть, не вызвав в то же время информационной перегрузки. Необходимо облегчить сотрудникам поиск нужной информации в intranet; многие считают, что информация слишком рассредоточена на большом числе серверов. Сейчас в качестве инструмента поиска используется Exite фирмы Exite (Маунтин-Вью, шт. Калифорния).

 

"В перспективе я вижу в нашей сети еще больше пользователей и издателей. Web-серверы  -  это средство доступа ко всем видам информации",  -  сказал Гутман.

 

ДЖО МЮЛЛИХ

 

 

Основной: ПО поддержки протоколов TCP/IP для всех платформ; свободно распространяемые клиентские и серверные программы Gopher; электронная почта Eudora E-mail; браузеры и серверы фирмы Netscape.

 

Некоммерческий: Свободно распространяемые в сети программы для каталога сотрудников.

 

 

Компания Schlumberger

 

Штаб-квартира: Париж, Нью-Йорк.

 

Число сотрудников: 51 000.

 

Как это происходило: Компания Schlumberger уже имела глобальную сеть с обменом по протоколам TCP/IP, обеспечивающую доступ к распределенной информации для сотрудников с удаленных станций. Intranet выросла из этой структуры. Сотрудники, которые хотели иметь доступ к распределенной информации, создавали неформальный прототип, который разрастался экспоненциально.

 

Персонал: Группа поддержки Web из четырех специалистов по информационным технологиям.

 

Любимые приложения: Свои собственные. Бадди Пайсер, менеджер по информационным технологиям, отмечает, что 150 из 190 человек, подключенных к его узлу, заводят базовые страницы.

 

Текущее состояние: Около 20 000 сотрудников в настоящее время имеют доступ в intranet.

 

 

1.       ПЫТАЙТЕСЬ ЭКОНОМИТЬ. По мнению менеджера по информационным технологиям Гутмана, довольно трудно подсчитать бюджетные затраты отдела информационных технологий на поддержку внутренней корпоративной сети intranet, но это "жалкие гроши" по сравнению с финансированием разработки SAP (Service Advertisment Protocol  -  протокол обслуживания сообщений) или с 20 млн. долларов в год на эксплуатацию ЛВС.

 

2.       НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО. Продемонстрировав явную выгоду, постепенно начинайте увеличивать финансирование.