Уроки Web-мастера

 

Бывало, надо мной смеялись, что я, энтузиаст онлайновых публикаций, издаю книги о гипертексте и Internet традиционным типографским способом. Не вижу причин оправдываться в том, что отдельные материалы печатаю на бумаге: в некоторых случаях бумага остается оптимальным материалом для писательской деятельности, в особенности для такой объемной работы, как книга.

 

К сожалению, скорость считывания с экрана компьютера примерно на 25% ниже, чем при чтении печатного листа. Уже изобретены более совершенные экраны, и появление доступных мониторов, читать с которых так же легко, как с бумаги,  -  вопрос времени, но тем не менее пока приходится работать с тем, что есть.

 

Уменьшение скорости чтения с экрана может компенсироваться хорошей разработкой гипертекста, что сокращает объем информации и позволяет быстрее ее находить. Всем знакомы встроенные подсказки (online help) и руководства: поскольку информация находится в самом компьютере, то не нужно тратить время на поиск печатной инструкции, а благодаря хорошим инструментам поиска и гипертекстовым связям можно сразу перейти к нужному разделу. Кроме того, первый закон Нильсена утверждает, что, как правило, никто не читает компьютерной документации. Второй закон Нильсена заключается в том, что если ее и читают, то только для того, чтобы найти решение конкретной проблемы в очень трудной ситуации. Иначе говоря, руководство читают не от корки до корки, а выборочно, и поэтому онлайновое представление информации является хорошим решением.

 

Однако существуют виды информации, требующие чтения больших объемов текста, например описания и инструкции, предназначенные для обучения программистов новым языкам. Мало кто их тех, кому приходится долго изучать длинные тексты, предпочитает заниматься этим за экраном компьютера. Так что даже когда проблема скорости чтения будет решена, окажется, что удобнее распечатать длинный текст на бумаге, а не считывать его с экрана.

 

Как бы то ни было, наши исследования неоднократно доказывали необходимость вывода объемных документов на печать, поэтому даже для онлайновых издательских систем нужен режим распечатки. Применительно к Web-публикациям это означает, что для любого объемного документа желательно предусмотреть его печатную версию. Web-браузеры имеют в том или ином виде функции распечатки, но не стоит полагаться в этом вопросе на компании, предоставляющие сетевые услуги: они заинтересованы в онлайновом распространении информации, а хорошее качество печати их мало заботит. Netscape и Internet Explorer используют шрифты одного стиля и размера и для интерактивного просмотра, и для распечатки, хотя любой специалист-печатник знает, что для печати должны использоваться не такие шрифты, как для вывода на экран.

 

Я предлагаю генерировать две версии Web-документов, одна из которых оптимизирована для интерактивного просмотра (функциональная разбивка на небольшие фрагменты с разветвленными гипертекстовыми связями), а другая  -  для печати (хорошее визуальное представление единым массивом). Файлы печати, вероятно, будут иметь один из типовых форматов, например PostScript или PDF. Очень важно пометить эти файлы как подготовленные только для печати и обязательно предусмотреть функциональные связи с соответствующими фрагментами гипертекста (HTML), что даст тем, кто хочет быстро просмотреть весь документ или найти небольшую его часть, возможность интерактивного доступа.

 

Файлы формата PostScript никогда не следует читать в онлайне. Этот формат хорош для того, чтобы, взглянув на структуру документа, решить, надо ли его распечатывать, но тратить массу времени на утомительный процесс его изучения в интерактивном режиме я не рекомендую. В ходе одного из проектов нам пришлось немало потрудиться, чтобы это понять: программа просмотра документов AnswerBook фирмы Sun выводит на экран в формате PostScript те же страницы, из которых состоят наши печатные руководства. А в следующей версии используется структура на основе языка разметки SGML, которая дает более удобное представление информации и упрощает поиск. Все, кто тестировал предварительные версии нового продукта, отметили значительное улучшение его характеристик и дали самые высокие оценки; нашим пользователям стоит об этом подумать.

 

__________________________________________________

 

В следующей публикации: "Взаимоотношения в Web".

 

Якоб Нильсен