Web-мастер  -  самая модная в области ИТ специальность 90-х годов. Но если недостаточно помогать им, Web-мастера могут очень быстро "сгореть"

 

Они  -  это невидимые силы киберпространства. Как пауки, тихо плетут они свою волшебную паутину, проектируя страницы, добавляя содержание и разрабатывая документы. Они  -  это администраторы узлов Web, или Web-мастера. Их задача  -  дать уйме любопытных исследователей киберпространства своевременную информацию о своей компании или организации.

 

Звучит ли это, как самая очаровательная ИТ-специальность 90-х годов? Что ж, для подготовленных сотрудников отдела ИТ она, действительно, может ею оказаться. Сегодня практически все крупные корпорации имеют Web-узлы и Web-мастеров, присматривающих за ними. По данным Cyber Atlas, исследования-путеводителя по Internet, в США в начале этого года было более 200 000 узлов Web, которые предлагали около 20 млн. страниц информации.

 

Но, хотя работа Web-мастера весьма перспективна, она часто не даёт всего, что от неё ожидают. Если один человек берёт на себя несметное число задач, то такая работа может привести к тому, что он быстро "сгорит". Более того, чтобы сбалансировать требования к содержанию узла, поступающие из разных подразделений компании, Web-мастеру приходится быть отчасти фокусником, отчасти  -  посредником.

 

Тем не менее, вот рассказ о трёх Web-мастерах, которым удается справиться с проблемами.

 

Ролевые игры

 

Поскольку компания Virtual Vineyards (Пало-Альто, шт. Калифорния), занимающаяся онлайновой торговлей винами и специальными продуктами (http://www.virtualvin.com), не имеет обычных магазинов, работе Web-мастера придается огромное значение, так как именно он должен обеспечить её бесперебойное функционирование. Именно поэтому эта роль распределена между несколькими специалистами, сказал Гарри Макс, директор Virtual Vineyards по разработке узла Web. "Есть разные люди, которые исполняют разные роли в зависимости от уровня подготовки",  -  пояснил он.

 

Вкуси вина и хлеба: Гарри Макс из фирмы Virtual Vineyards

В группу Web-мастеров Virtual Vineyards входят сотрудники, часть которых работает с инструментами для ввода и обслуживания содержания, другая занята написанием кода, а инженерный персонал следит за аспектами работы узла, связанными с обеспечением торговли и выполнением заказов. Макс считает, что поддержка узла Web "требует столько усилий, что, если вы не найдете способ делегировать некоторые типы задач, работа в целом станет чрезвычайно громоздкой и трудной".

 

Вначале Макс отвечал за создание страниц, разработку эффективных способов навигации по узлу для облегчения процесса формирования заказа, писал и редактировал тексты и решал вопросы, связанные с фотографиями и макетами страниц. Он отлаживает узел уже почти два года, начав заниматься этим примерно за шесть месяцев до того, как в январе 1995 года началась его эксплуатация. Сейчас Макс ежедневно следит за информационной архитектурой. Узел Virtual Vineyards включает около 1500 страниц, и каждый день какие-то его части изменяются: добавляется новая, удаляется устаревшая информация.

 

Макс считает, что идеальный Web-мастер должен быть достаточно разворотливым, чтобы справиться почти с любой задачей. "Чтобы согласовывать параметры транзакций и осуществлять покупки, нужно в общих чертах представлять, как люди обрабатывают информацию",  -  сказал он.

 

Технические навыки

 

В фармацевтическом гиганте фирме Merck (Уайтхаус-Стейшн, шт. Нью-Джерси) тоже есть несколько человек, отвечающих за руководство узлом Web (http://www.merck.com), который работает с августа 1995 года. Ключевую роль в этом играют руководитель Internet-проектов Энтони Старкс и Web-мастер штаб-квартиры компании Марк Гарднер. Оба они имеют хорошую техническую подготовку.

 

"Вы должны знать, как работают серверы, как их настраивать и управлять ими",  -  отмечает Старкс.

 

Однако нельзя недооценивать значения навыков автора и редактора, поскольку, как пояснил Старкс, "вы занимаетесь тем, что собираете содержание из разных источников и от людей с разными задачами, согласовываете его и помещаете в определенное место".

 

Предполагается, что Старкс, как и Макс из Virtual Vineyards, выполняет эту работу временно, потому что у него есть навыки, необходимые для создания узла. Помимо разработки содержания, Старкс выступает в роли "главного редактора" и администратора узла и отвечает за все аспекты его функционирования, включая общую структуру, интерфейс и рекомендации по подготовке публикаций. Он также отвечает за взаимодействия с Internet, например обеспечение безопасности.

 

Старкс рассказал, что Гарднер, который занимается только узлом Web, подключился к этой работе в декабре, когда фирма Merck решила, что она хочет "разумного присутствия в Web", и осознала ценность увеличения штатов. Со временем появятся и другие Web-мастера.

 

Не всем Web-мастерам повезло настолько, что они играют лишь одну эту роль. В некоторых компаниях они выполняют и ряд других обязанностей. Работы у них вполне достаточно. Взять, к примеру, Алекса Фейзлата, проектировщика глобальных сетей корпорации AT&T (Уоррен, шт. Нью-Джерси), который добровольно стал Web-мастером внутренней сети подразделения Information Technology Services Division телекоммуникационного гиганта.

 

Фейзлат создал сервер Web и занимается разработкой документов, проектированием страниц и повседневным обслуживанием и администрированием узла. Раньше он писал программы для мэйнфреймов и считает, что знания о сетях, использующих протоколы Internet, помогли ему в работе.

 

"Достаточно выучить несколько HTML-маркеров и вы можете создавать страницы Web, но если вы действительно хотите стать настоящим Web-мастером и заниматься программированием с помощью Common Gateway Interface или Perl или работать с базами данных, то тогда все усложняется",  -  объяснил он.

 

Узел Фейзлата включает инструкции по ИТ для сообщества AT&T, а также документы по перспективному планированию в области ИТ и удалённым вычислениям.

 

Фейзлат сказал, что некоторые навыки, необходимые для этой работы, он получил благодаря природному любопытству в отношении Web. "Я не могу удовлетворить его, потому что технология всё время меняется,  -  сказал он.  -  Это стало почти хобби".

 

Однако для тех, чья работа вырастает за рамки хобби, Макс из Virtual Vineyards указывает на три ключевых фактора, благодаря которым она сможет успешно развиваться: поддержка руководства, наличие средств для найма сотрудников и независимых подрядчиков и полномочий для принятия решений. "Web-мастер играет столь важную роль, его ответственность столь велика, а понимание работы другими людьми обычно столь мало, что, когда человек не может эффективно выполнять свою работу, он сгорает",  -  подытожил он.

 

Эстер Шейн

 

Со штатным автором Эстер Шейн можно связаться по адресу esther_shein @zd.com.

 

Что нужно, чтобы быть Web-мастером

 

Минимально необходимые знания:

 

- Операционная система Unix, инструментальные средства и вопросы системного администрирования

 

- Проблемы безопасности Unix, сетей и WWW

 

- Приложения электронной почты

 

- Приложения Internet (WWW, FTP, Telnet, почта, типы данных MIME)

 

- Настройка списков рассылки на сервере

 

- Форматирование HTML-документов

 

- Графические программы (создание, преобразование, разметка изображений и т. д.)

 

- Программирование на PERL

 

- Установка, конфигурирование и использование сервера Web

 

- ПО обеспечения безопасности (например, Netscape Commerce Server)

 

- Программирование сценариев CGI в среде Unix

 

Желателен опыт в следующих областях:

 

- Программирование на Си

 

- Настройка ядра Unix

 

- Обработка транзакций

 

- Расширения HTML

 

- Программирование для оболочки Unix

 

- Системы управления базами данных