Региональный общественный центр Интернет-технологий РОЦИТ появился весной этого года, так что по возрасту ему следует считаться если не новорождённым, то по крайней мере младенцем. Однако за свою короткую жизнь Центр успел проявить отнюдь не младенческую активность. Похоже, его организаторы точно уловили тенденции развития сегодняшнего дня и почувствовали, чего именно не хватает и что вызывает самый большой интерес в компьютерном сообществе. Даже 25 июля, в самый разгар лета, когда всем положено было бы нежиться на пляжах, набирая силы для осеннего всплеска деловой активности, на приглашение РОЦИТ откликнулось множество любителей Интернет. Скромное  название "семинар" неточно отражает бурное и многолюдное собрание, произошедшее в конференц-зале ЦЭМИ. Более 300 человек, представляющих ведущие фирмы-провайдеры Интернет в России, поставщиков  содержимого Web-узлов, разработчиков программных средств, компьютерную и общую прессу и другие заинтересованные и интересующиеся компании, не расходились до 8 часов вечера, и только умелое обращение с аудиторией ведущего  -  председателя правления РОЦИТ Андрея Зотова  -  позволяло поддерживать порядок и последовательность выступлений. Во второй части семинара, возле установленного в зале микрофона образовалась очередь, но многие пытались игнорировать её, выкрикивая свои суждения с места. В целом семинар произвел впечатление конструктивного и плодотворного обсуждения.

 

Семинар открыл директор ЦЭМИ академик Макаров. Отметив, что Интернет создаёт новое представление о рынке, он пожелал участникам активной и успешной деятельности. Затем выступил заместитель начальника Управления анализа и прогнозов Главного программно-аналитического управления Президента РФ Марат Гуриев. Он призвал Российское Интернет-сообщество искать нестандартные пути развития на базе правильных оценок и прогнозов. По мнению г-на Гуриева, для этого необходимо активное взаимодействие общественных и государственных структур.

 

Точку зрения основных сетевых операторов на возможности и реалии массового рынка Интернет изложили представители компаний "Демос", "Релком" и "Совам Телепорт".

 

Виктор Кутуков ("Демос") отметил изменение состава пользователей Интернет. По его данным, через "Демос" к Интернету ежедневно подключается около 25 новых пользователей, причем наряду с техническими специалистами заметную их часть составляют представители других профессий. Г-н Кутуков рассказал о программах компании по развитию информационного наполнения Интернета в России.

 

На отличие российского пути развития Интернет от американского обратил внимание собравшихся президент АО "Релком" Алексей Солдатов. Если развитие Сети в США начиналось как государственная программа, а затем приобрело характер общественного и коммерческого феномена, то в России первые шаги Интернет обошлись без государственной поддержки, и только в последнее время это явление попало в поле зрения государственных структур.

 

Г-н Солдатов рассказал о деятельности АО"Релком" по реализации программы "Деловая сеть России", подробно остановившись на вопросах информационной безопасности.

 

От имени "СовамТелепорт" выступил руководитель проекта "Россия-он-лайн" Евгений Пескин. С его точки зрения важнейшая проблема, связанная с Интернет,  -  это информационные ресурсы. Именно в этой области должно развиваться присутствие в Интернет государственных структур, и именно этим  определяется значимость провайдеров и их роль в формировании общественного мнения.

 

Вторая часть семинара называлась "Практика и перспективы рынка Интернет-сервисов в России". В отличие от первой, более официальной, которая в значительной степени являлась презентацией ведущих Интернет-провайдеров, она носила характер круглого стола. С чего бы ни начинался разговор об Интернете, он быстро распространяется на все связанные вопросы,  и в рамках каждой темы перемешиваются различные подходы, от сугубо технологических решений, до культурно-филосовского осмысления ситуации. Спектр таких подходов представили участники дискуссии, занявшие места на сцене во второй части семинара РОЦИТ.

 

Наиболее "технологическую" позицию представлял Александр Галицкий, президент компании "Элвис+". Его выступление касалось проблем разработки и внедрения интранет-решений для корпоративных сетей в реальной российской ситуации.

 

Следующий докладчик, Анатолий Гавердовский, упомянул о влиянии Интернет-технологий на развитие программного обеспечения и рассказал о проекте электронного магазина, который реализует возглавляемая им компания "Весть".

 

Глеб Ладыженский ("Инфосистемы Джет") предостерёг от чрезмерного оптимизма по поводу перспективы массового использования Интернет в России и отметил необходимость конструктивной работы с государственными органами.

 

Разговор продолжил директор Института коммерческой инженерии Анатолий Левенчук. Он углубился в философию, обсуждая, как меняется понятие "корпоративный пользователь", когда глобальный подход Интернет размывает границы корпорации от локальных до всемирных.

 

Наконец выступление Антона Чижова соединило фантазию с технологией. Призвав участников семинара говорить и думать о завтрашнем дне и о технологиях, которых пока ещё нет, г-н Чижов рассказал о возможности, которая превосходит все мечты писателей-фантастов  -  трёхмерных виртуальных мирах в Интернет, созданием инструментальных средств для которых и занимается компания "Параграф". Таким образом замкнулся круг и от философии дискуссия вернулась к реальным разработкам.

 

В развернувшейся после выступлений дискуссии обсуждались проблемы шифрования и защиты данных, вопросы обучения работе в Интернет и пропаганды информационных технологий. Когда очередь у микрофона начала иссякать, к нему подошла Елена Волчинская, помощник депутата Государственной Думы. Она отметила, что многие недостаточно серьезно относятся к законотворческой деятельности и часто даже не знают о непосредственно касающихся их нормативных актах. С другой стороны, не все парламентарии в курсе реальной ситуации на информационном и компьютерном рынках, что приводит к появлению плохо проработанных законов. Вспоминая Салтыкова-Щедрина, г-жа Волчинская сказала, что "законы о печении пирогов" уже существуют, и несовершенство их "выкупается токмо нерегулярностью выполнения", и призвала участников семинара и всю компьютерную общественность участвовать в подготовке законодательных актов, выступая в качестве экспертов, и развивать такие формы сотрудничества с Госдумой, как совместные семинары и конференции.

 

В ходе семинара были определены некоторые направления, по которым будет вестись работа РОЦИТ. Вот список тем, перечисленных в заключительном выступлении Андрея Зотова:

 

- диалоговые средства и интерфейсы Интернет;

 

- русский язык в Интернет;

 

- интернет - технологии в бизнесе;

 

- безопасность данных в Интернет;

 

- мониторинг услуг Интернет-провайдеров.

 

Итак, российское Интернет-сообщество в лице РОЦИТ обрело центр концентрации идей и общественной деятельности, связанной с Интернет, которого так не хватало. Будем надеяться, что несмотря на нежный возраст, Общественный центр будет и дальше оправдывать возложенные на него надежды.

 

С Общественным центром РОЦИТ можно связаться по телефону: (095) 332-4852, или по адресу rocit@rocit.org

 

Адрес Web-узла РОЦИТ: http://www.rocit.org.

 

ТАТЬЯНА БАЛАХОВСКАЯ

 

РоссийскаЯ Интернет-статистика (по оценкам выступавших)

 

- Оборот фирм-провайдеров Интернет ежегодно удваивается

 

- Общее число пользователей электронной почты в России  -  500 тыс.

 

- Онлайновый выход в Интернет имеют около 50 тыс. абонентов

 

- Постоянное IP-соединение имеют примерно 25 тыс. абонентов (из них почти 70% находятся в Московском регионе)