Я выбираю связь № 3, Монти!

 

Гипертекстовые связи в Web плодятся, как кролики, и работа с ними превращается в калейдоскоп щелчков мыши

 

Назовем это "чокнутая Web": базовые страницы наполнены таким количеством гипертекстовых связей, что пользователи чувствуют себя словно на передаче "Давайте заключим сделку". Вы помните эту телеигру  -  зрители выбирают между дверями № 1, № 2 и № 3 в надежде найти большой приз.

 

В мире "чокнутой Web" двери  -  это подчеркнутые синие слова, называемые связями, которые ведут к ценной информации. А те, кто сегодня путешествует по Web, имеют столько же шансов найти в этой груде связей полезные данные, сколько и участники шоу. Бывшая когда-то новинкой возможность включать связи для перехода к дополнительной информации привела к ощущению "калейдоскопа щелчков", которое Джонатан Нельсон, исполнительный директор консалтинговой фирмы Organic Online (Сан-Франциско, шт. Калифорния), называет "совершенно нелинейным".

 

Слишком большое число связей запутывает посетителей. Три связи на страницу, как три двери в "Давайте заключим сделку", могут сделать просмотр интересным. Но если подчеркнуто слишком много слов, а эта тенденция характерна для Web-дизайнеров, образуется мир, который посетители покидают разочарованными и с пустыми руками. "Пользователи не страдают манией щелчков,  -  сказала Мэри-Клер ван Лейнен, Web-мастер фирмы Open Markets (Кеймбридж, шт. Массачусетс).  -  Им нужна информация, и им все равно, на вашем она узле или на чьем-то другом".

 

Таким образом, задача разработчиков состоит в том, чтобы дать пользователям удобный набор связей и удовлетворить их жажду информации. Хороший узел должен включать связи, указывающие на дополнительное внутреннее содержание, а также на внешние узлы с ценной информацией. С внутренними связями дело обстоит довольно просто, но к внешним следует подходить очень внимательно, говорит Артур Тизи, директор Metropolitan Museum (Нью-Йорк) по ИС: "Это чем-то напоминает вирус, поскольку вы становитесь посетителями компаний, ссылки на которые включаете. Опасность в том, что через две или три связи вниз по цепи может оказаться организация, с которой вы не хотите иметь ничего общего. Очень важна безопасность связи".

 

Решение состоит не в том, чтобы совсем отказаться от связей, хотя это и соблазнительно. Исследования показывают, что посетители узла Web используют их, чтобы быстро просмотреть страницу вместо того, чтобы прокручивать и читать ее. Связи служат для того же, что и вынесенные во врезки цитаты в печатных изданиях  -  люди ищут фрагменты, набранные крупным шрифтом, и читают страницу, если им это интересно.

 

В поисках баланса

 

Таким образом, связи надо использовать разумно. Правило № 1? Подчеркивайте только информацию, относящуюся к делу. "Кому-то это кажется очевидным, однако многие неверно оценивают, какую информацию ищут посетители",  -  сказал Якоб Нильсен, заслуженный инженер фирмы SunSoft (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), подразделения фирмы Sun Microsystems.

 

Например, если на странице обсуждаются новые серверы Sun, то вместо слова Sun и отправляющего посетителей на базовую страницу, следует подчеркнуть слово "серверы" и дать дополнительную информацию об этой линии продуктов.

 

Как говорит ван Лейнен из фирмы Open Markets, компании должны использовать гипертекстовые связи таким же образом, как используются примечания в научных текстах: чтобы дать дополнительную информацию, которая не подходит для данного узла. Это вызовет у посетителей доброе чувство и снизит вероятность того, что вы потеряете их, так как они станут пользоваться внешним узлом. "Когда люди будут знать, что на вашем узле они найдут хорошие ресурсы, они будут возвращаться снова и снова",  -  добавляет Нильсен, который ведет ежемесячную колонку по Web-проектированию и почти всегда включает ссылку на чью-то еще колонку или статью. (Перевод части его колонок вы найдете в разделе Internet в постоянной рубрике "Уроки Web-мастера", чтобы познакомиться с остальными обращайтесь по адресу: http://www.sun.com/columns/ alertbox).

 

Нильсен предостерегает от попыток сделать что-то хитрое, скажем, с цветом, это столь же важно, как и воздерживаться от загромождения страницы связями. Например, он рекомендует отказаться от использования предоставляемой HTML возможности изменять стандартные цвета связей, так как посетители воспринимают синие подчеркнутые слова как связи, которые они еще не выбирали, а пурпурные  -  как связи, которые они уже выбирали.

 

"Если вы меняете цвета, люди не смогут использовать свои интуитивные знания",  -  добавил Нильсен.

 

Возможно, это нормально для телеигры, но для занятых пользователей это слишком уж рискованно.

 

Со старшим редактором Лорой Б. Смит можно связаться по адресу: laura_smith@zd.com.

 

Лора Б. Смит

 

Давайте устанавливать связи правильно

 

Подчеркивайте только два или три самых важных слова в длинном абзаце. Это помогает людям просматривать страницу, но не ошеломляет их.

 

Подчеркивайте ключевое слово, которое несет смысловую нагрузку. Например, подчеркивайте "продукты фирмы ACME", а не "щелкните здесь".

 

Не меняйте стандартные цвета связей, хотя HTML и допускает такую возможность. Синий  -  это стандартный цвет для связей, на которых пользователь еще не щелкал, а пурпурный  -  для связей, к которым он уже переходил.

 

Помещайте на каждой странице логотип или другой знак, показывающий пользователю, куда он попал.