INTERNET

Ваши Web-мастера и специалисты в области информационных технологий не понимают друг друга? Позвольте дать вам несколько советов

 

Ну вот, дождались  -  повсеместное распространение средств доступа в World Wide Web привело к столкновению культур в корпорациях: "говорящие" на языках Java и HTML Web-мастера работают бок о бок с сотрудниками отдела информационных технологий (ОИТ), знающими цену машинного времени. Компании все чаще привлекают "волшебников" в возрасте двадцати с небольшим лет для помощи в создании своего онлайнового будущего и при этом изо всех сил стараются привить им свой образ мышления. А кроме того, ответственность за инициативы, связанные с использованием Web, перекладывается с отделов сбыта на ОИТ. Теперь ответьте, кто же должен наставить этих молодых специалистов на путь истинный? Ну как, догадались? Правильно, это вы, руководители.

 

Что же вы должны делать? Можно, например, позволить таким специалистам работать бесконтрольно, как в NationsBank (Шарлотт, шт. Сев. Каролина). Можно-то можно, но не забудьте, что Web-мастера, зачастую не имеющие глубоких технических знаний, и специалисты в области информационных технологий говорят на разных языках.

 

"Первое, с чем мне довелось столкнуться,  -  новизна технологии, я даже не рассматривал эти вопросы со специалистами по ИТ",  -  сказал Рик Линдер, старший вице-президент по вопросам глобальной стратегии в NationsBank.

 

Рик Линдер (слева) и Джон Браун

из NationsBank

Вместо того чтобы обратить в свою веру молодых специалистов группы новых технологий, состоящей из двух "вольных художников" с гуманитарным образованием и одного компьютерного самоучки, Линдер отпустил их в свободное плавание. Одним из результатов их работы стал прошедший в прошлом году и привлекший большое внимание сеанс переговоров на Web-узле Treasury Connection (http://www.nationsbank.com), в ходе которого руководители NationsBank отвечали на вопросы клиентов и инвесторов.

 

Аналитик из фирмы Jupiter Communications (Нью-Йорк) Феб Симпсон назвал это событие совершенно новым явлением в банковской индустрии. Большинство подобных онлайновых переговоров не играют заметной роли в серьезных коммерческих операциях; более того, они чаще предназначаются для встреч по интересам.

 

По словам Линдера, создать что-нибудь подобное, новое и необычное, только с помощью группы по информационным технологиям было бы невозможно. "Мы дали волю ребятам из группы новых технологий, и они доказали правильность такого подхода",  -  говорил он. В конце концов Линдер сам стал поддерживать усилия новой группы, выполняя роль переводчика в разговорах группы, придерживающейся консервативного стиля в одежде, с командой, носящей футболки.

 

Получалось неплохо. "Было забавно наблюдать, как, собравшись в конференц-зале, главные специалисты по ИТ старались понять слово Yahoo",  -  рассказывает Линдер.

 

Но нельзя сказать, что все было так легко. Web-мастера, например, игнорировали такие традиционные элементы, как шрифт и цвет, используемые в логотипе компании. "Да, мы используем такие элементы,  -  говорил Линдер,  -  но они были созданы до того, как появились новые инструментальные средства и концепции". Как оказалось, логотип компании трудно использовать при оформлении Web-узла, поэтому было принято решение здесь от него отказаться. А если бы в NationsBank к группе новых технологий стали применять привычные методы управления, то вообще бы ничего не получилось. Вся хитрость заключается не в том, чтобы просто решить проблему "отцов и детей", а в том, чтобы создать условия для совместного развития обеих культур.

 

ВРАГИ

 

Вы понимаете, насколько трудным может быть подобное мирное сосуществование, особенно в такой консервативной организации, как банк. Но Web-мастера  -  это необычные люди, и если настаивать на традиционных принципах работы, можно погасить огонек творчества.

 

По словам Кэти Биро, президента фирмы Strategic Interactive Group, Web-мастера  -  это "более молодой, имеющий все преимущества авангард. Эти люди сталкиваются с серьезными проблемами в фирмах, не обладающих той гибкостью стиля, который нужен этим людям для достижения успеха".

 

Но разве можно им (Web-мастерам) во всем потакать? Конечно, нет, особенно если учесть, что, во-первых, одной из задач ОИТ является использование привычных инструментальных средств для быстрого создания продуктов. Web-мастера скорее будут вручную писать программы на языке HTML, чем использовать имеющиеся средства создания Web-страниц или инструменты для связывания Web-узлов с существующими базами данных просто потому, что это дает им больше возможностей для творчества и управления конечным продуктом. Во-вторых, отделам ИТ обычно нужны четкие спецификации для создания приложений. "Если вы покажете такие спецификации большинству разработчиков Web-узлов, они лишь искоса глянут на них,  -  утверждает Майк Сигал, директор фирмы Infragence (Сан-Франциско), консультирующей по вопросам использования Web.  -  Да они за всю свою жизнь не смогут написать ни одной четкой спецификации".

 

Для организаций, которые не могут позволить себе такую свободу творчества, можно предложить другой вариант  -  согласование различных требований. Основное правило  -  понять, чем руководствуется каждая из сторон. По мнению Сигала, главным для отделов ИТ является отказоустойчивость и ресурс рабочего времени. Web-мастера, напротив, придают значение "крутизне". Очень важно, чтобы руководители отделов ИТ поняли, что для Web-мастера важнее всего.

 

Вам нужны подробности? Исследовательская фирма Collaborative Marketing (Лос-Альтос, шт. Калифорния) недавно провела на своем Web-узле опрос, для того чтобы получить истинное представление о сегодняшнем Web-мастере. С результатами этого опроса можно ознакомиться по адресу: http://www.collmktg.com.

 

В широком смысле Web-мастера разделяются на три категории. К первой относятся разработчики Web-узлов, ко второй  -  администраторы, которые помимо установки Web-узлов занимаются их управлением и поддержкой. Третья, и самая элитная, "техническая" категория  -  это программисты и разработчики, которые создают инструментарии и специальные средства для Web.

 

Джон Катсарос, президент фирмы Collaborative Marketing, для большей наглядности изображает результаты опроса в виде пирамиды. Ее основание  -  70%  -  разработчики. Средняя часть  -  20%  -  администраторы Web-узлов, а оставшиеся 10%  -  вершина пирамиды  -  те, кто создает инструментальные и специальные средства.

 

Оказалось, что треть Web-мастеров занимается своей работой менее года. Большая часть Web-мастеров  -  мужчины в возрасте от 26 до 35 лет. Примерно 20% получают в год от $25 000 до $40 999, а 17,6%  -  меньше $24 999, что свидетельствует о новизне той роли, которую они играют в своих компаниях.

 

Более интересны данные об изменении характера работы Web-мастера за последний год. В этом году 80% Web-мастеров работали полный рабочий день, в то время как год назад такой режим работы был только у 50%. если в прошлом году, по словам Катсароса, "большинство сотрудников отделов информационных систем (ОИС) утверждали, что работа Web-мастера не входит в круг их обязанностей, то теперь все сотрудники ОИС соглашаются с тем, что создание и поддержка Web-узлов  -  это функция их отделов. Как видите, произошли кардинальные изменения".

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

 

Поскольку сейчас ОИТ отвечают за разработку Web-узлов, то в случае возникновения разногласий именно руководители этих отделов должны содействовать примирению. Майк Сигал советует: заставьте специалистов ИТ и Web-мастеров говорить на одном языке или привлеките посредника, который понимает и тех, и других. Фирма Infragence учит своих сотрудников из отделов информационных систем понимать приоритеты Web-мастеров и язык, используемый в Web.

 

Сигал рассказывает, как ему однажды пришлось обратиться за помощью в решении одной из проблем к двадцатилетнему знатоку Web с забавным кольцом в носу. Он постарался объяснить Web-мастеру, что у него еще будет время для свободного творчества, а сейчас важно убедиться в том, что сервер выдержит высокие нагрузки. Сигал предложил в качестве варианта решения проблемы зеркализацию, считая, что можно было бы установить второй жесткий диск. И что же Web-мастер? Он предложил установить второй сервер с такими же характеристиками, а дублирование выполнять средствами DNS.

 

"Ага!  -  подумал Сигал.  -  "Одна и та же идея ("зеркализация")  -  и два способа ее реализации". Web-мастер выбрал самое привлекательное решение, что вообще характерно для специалистов по Web-узлам.

 

ОГРОМНАЯ ПРОБЛЕМА

 

Подобная ситуация наблюдается и с инструментальными средствами. По мнению Сигала, основная проблема заключается в том, чтобы заставить Web-мастеров использовать средства, которые не отличаются "крутизной", но "позволяют создавать лучшие конечные продукты".

 

Правильное разделение труда важно также для успешного выполнения проектов, связанных с использованием Web. Опыта Web-мастеров в разработке зачастую оказывается недостаточно для обеспечения работоспособности системы. Именно поэтому Сигал обычно рекомендует, чтобы после того, как группа разработчиков (такая, например, как группа новых технологий в NationsBank) выполнит свою работу, функции по поддержке и сопровождению узла были бы переданы отделу информационных технологий.

 

Такое разделение труда позволит обеим группам внести свой вклад в общее дело. Это еще и хороший способ оградить специалистов, "плодящих" узлы Web, от корпоративной догмы, которая, подобно трясине, могла бы затянуть их.

 

"Когда у вас есть группа, состоящая из нескольких человек, которых действительно волнует их дело и которые полны энергии, просто удивительно, какие замечательные вещи они способны создавать,  -  говорит Линдер из NationsBank.  -  Возможно, именно понимание этого позволит большинству банков почувствовать веяния нового времени".

 

ЛОРА Б. СМИТ

 

С Лорой Б. Смит можно связаться по адресу: lauras@shore.net.