ОБУЧЕНИЕ

 

Покупать  -  не создавать. Компания Boeing слишком занята строительством самолетов, чтобы позволить себе доморощенную разработку каталога внутрикорпоративной сети. Получить желаемое быстрее и по более низкой цене позволило готовое ПО электронной коммерции

 

Строго говоря, Центру подготовки и обучения руководящего состава компании Boeing (Сиэтл, шт. Вашингтон) продавать нечего. И все же это подразделение самолетостроительного гиганта с годовым оборотом в 22 млрд. долл. использовало в своей внутрикорпоративной сети каталог, который корпорация iCat выпускает главным образом для создания узлов электронной коммерции в Internet.

 

Основная задача Центра  -  профессиональная подготовка и переподготовка руководящих работников высших рангов. Их в Boeing насчитывается восемь с половиной тысяч, и до каждого нужно было довести необходимую информацию о предлагаемых курсах. Было решено, что лучше всего это можно сделать с помощью внутрикорпоративной сети. После принятия соответствующего решения старшему менеджеру по маркетингу и связям Фреду Келли и его команде пришлось действовать очень быстро.

 

Будущему Web-мастеру Райкелу Гетти было поручено найти фирмы, продающие каталожные технологии для Web, и это не заняло много времени. Оказалось, что все необходимое можно было приобрести только у корпорации iCat, также расположенной в Сиэтле.

 

Почему Гетти решил приобрести новую систему, а не создавать ее? "Дело в том, что профиль нашей компании  -  строительство самолетов,  -  объясняет он.  -  Поэтому в данном случае мы решили покупать".

 

Программный комплект Electronic Commerce, предложенный корпорацией iCat, предназначен для электронной коммерции, однако он вполне подошел и команде Келли. В ее задачи входило размещение во внутрикорпоративной сети подробного описания учебных программ, дополненного видеоклипами и звуковым сопровождением. "Мы оснастили свой продукт шаблонами, предназначенными для хранения информации о продукции,  -  отмечает Крейг Данулофф, президент и исполнительный директор iCat.  -  Однако заложенная в его основу технология имеет гораздо более широкую область применения".

 

ВСЕ ДЛЯ ПРОФАНА

 

Преимущества приобретения относительно недорогого ($1495 за комплект) сжатого (shrink-wrapped) пакета динамического создания HTML-страниц были совершенно ясны: такой шаг позволял избежать утомительного и долгого ручного составления исходных текстов. "Если найти подходящий встроенный шаблон, то для применения продукта не нужно никакой специальной подготовки",  -  утверждает Данулофф. К тому же, поскольку приобретенный Boeing пакет должен был использоваться не по прямому назначению, фирма iCat предоставила консультантов, которые бок о бок с командой Келли приспосабливали продукт к нуждам Центра. Это позволило еще больше снизить время и стоимость разработки: вся работа заняла около четырех недель и обошлась меньше чем в $15 000.

 

На сегодняшний день не все служащие Boeing имеют доступ в Web, поэтому Центр наряду с внутрикорпоративной сетью сохранил и традиционные печатные издания. По словам Гетти, это позволяет еще полнее ощутить преимущества "электронного" подхода, который обеспечивает персонифицированное обращение к информации. Девизом новой системы стали слова: "Предоставлять ту информацию, которая нужна, тогда, когда она нужна, и тому, кому она нужна". Привычная бумажная технология подобным требованиям не соответствует.

 

Гетти подчеркивает, что внутрикорпоративная сеть  -  "не просто онлайновый каталог". Благодаря видео- и аудиовозможностям системы, любой слушатель простым щелчком мыши может вызвать на свой компьютер пропущенную им лекцию. Вскоре в сети будет установлено ПО CUSeeMe фирмы White Pine Software, которое позволит руководству Boeing, не покидая своих рабочих мест, принимать участие в "живых" занятиях. Это не идет ни в какое сравнение с посещением курсов повышения квалификации в гимнастическом зале местной школы. "Наш каталог  -  не просто хранилище документов. Он дает возможность учиться",  -  не смог не похвалиться Гетти.

 

В ФОКУСЕ  -  ОБУЧЕНИЕ

 

Широкую известность среди пользователей приобрел разговорный форум под названием Open Mind. Высшее руководство Boeing, уделяющее большое внимание обмену опытом между служащими компании, называет его "корпоративной копилкой знаний". Учитывая популярность Open Mind, команда Келли организовала в сети интерактивную разговорную конференцию Boeing Live Chat, которая проводится ежедневно в обеденные часы по времени западного часового пояса. Здесь руководители всех рангов активно обсуждают такие актуальные темы, как переподготовка квалифицированных служащих, поддержание связи между служащими и руководством, диверсификация образования и ряд других. Это красноречиво свидетельствует: не хлебом единым жив менеджер.

 

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ДОСТУП. Верная своему девизу "Предоставлять ту

информацию, которая нужна, тогда, когда она нужна, и тому, кому она нужна",

внутрикорпоративная сеть Boening предоставляет целый ряд услуг. Наиболее

популярными являются две из них. Live Chat (внизу) позволяет руководителям

компании проводить интерактивные обсуждения животрепещущих вопросов -

от переподготовки служащих до овладения искусством общения с подчиннеными.

А на специальном форуме (вверху) исполнительный директор Boening Фил Кондон

высказывает свой взгляд на то, каким-быть аэрокосмическому гиганту к его

100-летнему юбилею, празднование которого состоится в 2016 году.

Келли и Гетти надеются, что успехи Центра привлекут к внутрикорпоративной сети внимание и других подразделений Boeing. "Мы играем роль посредника в распространении полученного опыта по всей компании",  -  утверждает Келли. "Мы демонстрируем, чего можно достигнуть",  -  вторит ему Гетти.

 

Сегодня в соответствии с установленным порядком лишь высшее руководство Boeing имеет право участвовать в курсах, включенных в каталог. Однако Келли и Гетти считают, что в случае успеха их предприятия еще четыре группы подготовки смогут разместить свои учебные материалы во внутрикорпоративной сети.

 

"Постоянное совершенствование необходимо всем,  -  убежден Гетти.  -  И компания только выиграет, если ее служащие будут постоянно учиться".

 

Более того, и Келли, и Гетти уверены, что ими разрабатываются отличные руководящие материалы, которые помогут претворить в жизнь идеи, изложенные исполнительным директором Филом Кондоном в программе 2016 Vision ("Перспективы на 2016 год"). В этом документе высший руководитель Boeing наметил рубежи, на которые должна выйти компания к своему 100-летнему юбилею. Сегодня видеозапись выступления Кондона на эту тему уже можно просмотреть во внутрикорпоративной сети.

 

И все же, несмотря на ощущение успеха, Келли озабочен поисками критериев, которые бы позволили оценить, насколько проект отвечает поставленным задачам. "Измерить эффективность Web-узла очень трудно,  -  считает он,  -  ведь его функционирование напрямую связано с постоянно происходящими социальными процессами". Порой мнение разработчика узла о ценности той или иной функции расходится с запросами пользователей, и интересные, с его точки зрения, материалы вовсе не привлекают последних. Поэтому, говорит Келли, требуется постоянная подстройка содержания сервера под нужды потребителей. "Пока еще невозможно определить, какие элементы узла окажутся наиболее полезными,  -  утверждает он.  -  Ведь со временем он будет становиться все более сложным".

 

Между тем слава Центра подготовки и обучения руководящего состава Boeing ширится по всей компании, и становится ясно  -  обучение (сетевое) можно превратить в настоящее удовольствие.

 

Лорен Гиббонс Пол

 

ЧТО ЗА СТЕНАМИ?

 

Компания Boeing

 

Штаб-квартира: Сиэтл, шт. Вашингтон.

 

Количество пользователей: 115 000.

 

Задачи внутрикорпоративной сети: создание интерактивных средств информирования высшего руководства об имеющихся возможностях дополнительной подготовки в Центре подготовки и обучения руководящего состава; организация доступа к учебным курсам с использованием видео- и аудиосистем.

 

Процесс создания: Центр решил создавать собственную intranet на основе уже развернутой крупной внутрикорпоративной сети Boeing, которая вполне обеспечивала потребности в распространении учебной информации. Команда разработчиков воспользовалась доработанной версией комплекта Electronic Commerce корпорации iCat, что позволило организовать Web-узел в минимальные сроки и с наименьшими затратами.

 

Штат: два штатных и шесть нештатных сотрудников.

 

Наиболее популярные среди пользователей приложения: Boeing Live Chat  -  интерактивный разговорный форум, проводимый ежедневно в обеденные часы по времени западного часового пояса. В число обсуждаемых тем входят "Переподготовка квалифицированных служащих", "Связь между служащими и руководством" и "Диверсификация образования".

 

Состояние проекта: внутрикорпоративная сеть Центра подготовки и обучения руководящего состава развернута в мае. Доступом в Web на сегодняшний день обладают 40 тыс. служащих; ежемесячно браузерами оснащаются еще около тысячи рабочих мест.

 

ПРОКЛАДКА ПУТИ

 

Будьте изобретательны. Приобретения для внутрикорпоративной сети не предусматривались бюджетом компании, средства изыскивались из других источников.

 

Следите за технологией. Хорошо, если вы идете в ногу с развитием техники. Оклад Фреда Келли, менеджера по маркетингу и связям компании Boeing, зависит, в частности, и от того, насколько эффективно он внедряет современные технологии. "Что ж, надежды нужно оправдывать",  -  соглашается он.

 

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 

Фундамент: браузеры корпорации Netscape Communications; комплект Electronic Commerce корпорации iCat.

 

Средства жизнеобеспечения: пакет потоковой передачи видеоинформации CUSeeMe фирмы White Pine Software; пакет передачи звука по сети RealAudio фирмы Progressive Networks; система проведения видеоконференций ProShare корпорации Intel; видеосистема Webboard фирмы O’Reilly & Associates.

 

Дополнительные средства: ПО удаленного обучения ILink фирмы ILink; средства сжатия учебных компьютерных файлов и их рассылки по внутрикорпоративной сети из пакета Shockwave фирмы Macromedia; авторский инструментарий Authorwave той же фирмы. Рассматривается вопрос интеграции с базами данных корпорации Oracle.

 

Персонифицированный доступ. Верная своему девизу "Предоставлять ту информацию, которая нужна, тогда, когда она нужна, и тому, кому она нужна", внутрикорпоративная сеть Boeing предоставляет целый ряд услуг. Наиболее популярными являются две из них. Live Chat (внизу) позволяет руководителям компании проводить интерактивные обсуждения животрепещущих вопросов  -  от переподготовки служащих до овладения искусством общения с подчиненными. А на специальном форуме (слева) исполнительный директор Boeing Фил Кондон высказывает свой взгляд на то, каким быть аэрокосмическому гиганту к его 100-летнему юбилею, празднование которого состоится в 2016 г.