С тех пор как “железный занавес” приоткрыл Нам фантастический мир их софта и харда, а Им  -  наш бездонный рынок, процесс пошел как цепная реакция: Они  -  производят и поставляют, Мы  изучаем и локализуем. И лишь отдельные островки нашего рынка еще сохраняют свою неприкосновенность, по крайней мере в прикладной части. Одной из наиболее обширных является сфера автоматизации финансовой деятельности и прежде всего банков. С вопросами о том, как строит свой бизнес фирма, производящая сложные программные продукты, наш корреспондент Наталья Шестопалова обратилась к вице-президенту по развитию бизнеса компании “Диасофт” Александру Глазкову.

 

PC Week: Как развивалась ваша компания?

 

Александр Глазков: Мы создавались как “домашняя” компания из 10 человек, где все делали всё. Потом направления (биржи, банки) и соответственно проекты по каждому из них разделились. Сейчас структура компании носит матричный характер с ярко выраженными горизонтальными и вертикальными связями. “Диасофт” ведет сегодня семь проектов по разным направлениям финансовой деятельности. Эти проекты имеют вертикальную ориентацию, и в рамках каждого из них мы стремимся к поддержанию двухуровневой иерархии управления: руководитель  -  исполнители. Самый большой проект компании  -  DiasoftBANK (его выполняют 40 человек)  -  имеет наиболее развитую инфраструктуру, с которой сопрягаются и более мелкие проекты. Его поддерживают две группы программистов, группа тестирования, группа сопровождения (горячая линия), линейные бригады (внедрение продуктов, анализ деятельности банка, обучение специалистов), аналитическая группа (осуществление связи между программистами и специалистами банка). Члены групп тестирования, горячей линии и линейных бригад входят в информационный центр, который составляет горизонтальную структуру компании и является общим для всех проектов. Механизм ротации специалистов этих групп обеспечивает поддержание их квалификации. В рамках каждого проекта взаимодействие с группами информационного центра осуществляют координаторы.

 

PC Week: Кто сегодня активнее продвигает банковские технологии  -  фирмы, разрабатывающие банковские системы, или сами банки?

 

А. Г.: Технологии “сидят” в банках. Мы помогаем банкам наладить их банковскую деятельность и поддержать ее средствами автоматизации. Приходя в банк со своим решением и встречая в нем специалистов более высокой квалификации в предметной (банковской) области, мы стремимся заключить с ними соглашение. При этом стратегия компании  -  развитие программного продукта в направлении более перспективных технологий с помощью тех специалистов банка, которые являются носителями передовых предметных знаний. Это и есть источник развития для нашей компании. Примером сотрудничества с лидерами финансовых сфер стало создание и развитие комплекса DiasoftDealing (система управления ресурсами банка, поддержки операций на фондовом, межбанковском и валютном рынках). Начало его было положено в 1995 г. соглашением с “Первым Русским Банком”. По условию этого соглашения мы брались бесплатно разработать программный продукт, консультируясь со специалистами банка. Дальнейшему развитию этого комплекса для работы в области фондового рынка способствовало соглашение (уже коммерческое) с инвестиционной компанией “Тройка Диалог”, а в области валютных операций  -  с “Межкомбанком”. В процессе развития программного продукта наши специалисты становятся ценными работниками, так как овладевают новейшими технологиями и могут поставлять их в другие банки. В инфраструктуре нашей компании они занимают особое место и входят в информационный центр.

 

PC Week: Какое базовое образование имеют эти специалисты?

 

А. Г.: В компании сформировалась такая концепция: люди с техническим образованием более обучаемы и мобильны. За короткий срок (от года до трех лет) они способны стать специалистами высокого класса в области финансов, в то время как тем, кто изначально получил финансовое образование, не удается адаптироваться к нашим требованиям.

 

PC Week: Какие категории специалистов для вас наиболее ценны и дефицитны?

 

А. Г.: Как любая коммерческая компания, мы должны делать инвестиции в свои будущие проекты. Роль личности, которая возьмет на себя ответственность и риск за принятие и исполнение решения по инвестированию средств в новые проекты, особенно важна, и мы высоко ценим менеджеров такого уровня, предоставляя им все полномочия и ресурсы.

 

PC Week: Какими качествами должен обладать менеджер по разработке новых проектов?

 

А. Г.: Во-первых, он должен уметь определить, какой продукт найдет спрос на рынке ближайшего будущего и какова будет его потребительская емкость. Во-вторых, оценить ресурсы и сроки разработки проекта. По крайней мере в этой части он не должен ошибиться. Ну и желательно, чтобы он сумел подсчитать, какую прибыль и через какой срок новый продукт принесет компании (хотя таких менеджеров, я думаю, пока не существует). Статистический анализ мирового опыта по разработке новых проектов для банков показывает, что небольшие проекты, выполняемые группами до 10 человек в сроки до одного года были реализованы в 80 - 90% случаев. Проекты сроком исполнения от одного до трех лет, в которых участвовало более 100 человек, в половине случаев вообще не были реализованы, в остальных задержка в выполнении составила 200 - 300 % (соответственно ресурсов на их выполнение истрачено на 200 - 300% больше, чем планировалось).

 

PC Week: Какие решения оказались стратегически важными для вашей компании?

 

А. Г.: Три года назад внешний рынок (банки, фирмы  -  производители промышленных СУБД) и пресса начали активно ориентироваться на технологию клиент-сервер. Все считали, что года через два нужны будут решения только в подобной архитектуре. Выделив ресурсы для развития этого направления, мы параллельно продолжали развивать основной продукт, переведя его с СУБД Clipper на Btrieve. Это стало жизненно важным решением, поскольку только во второй половине 1996 г. сформировался рынок, на котором можно получать прибыль от реализации продуктов, выполненных в архитектуре клиент-сервер (хотя рынок и не такой, каким мы его планировали три года назад).

 

Другой важной вехой было принятое в середине 1996 г. решение перевести все продукты на Btrieve с платформы DOS на Windows и среду разработки Delphi. Это будут концептуально новые продукты, и мы планируем закончить их разработку к концу 1997 г.

 

И последнее. Год назад мы перешли к иным принципам управления компанией. Прошло время легких денег, резко изменилась специфика рынка. В новых условиях целью компании стало не создание красивых продуктов, а умение зарабатывать деньги. На передний план вышли такие понятия, как прибыль, норма рентабельности, квоты, инвестиции. Ответственность за выполнение проектов была спущена с уровня Совета директоров на уровень руководителей проектов. В дальнейшем мы намерены акционировать успешные проекты и передать ведущим их группам часть акций вместе с функциями маркетинга, продажи и рядом других, выделив таким образом эти группы в самостоятельные подразделения.

 

PC Week: К каким новым разработкам вы планируете приступить в ближайшем будущем?

 

А. Г.: Наше пристальное внимание устремлено в область Internet. Здесь мы развиваем два направления: услуги нашим клиентам через Internet и, самое главное, услуги банков, предоставляемые клиентам через Сеть (прежде всего услуги по управлению счетами и портфелями корпоративных ценных бумаг).

 

С Александром Глазковым можно связаться по телефону:

 

(095) 215-9717.