Глупый браузер умер  -  да здравствуют интеллектуальные серверы!

      

Осторожно, двери закрываются!

      

Помните Microrim? Как насчет Ashton-Tate или DataEase? Вспомните, когда вы последний раз взяли экземпляр dbFast, Clipper или Clarion?

      

Тогда, в середине 80-х, поставщики клиентских баз данных были на пике своей популярности. Моду диктовали Ashton-Tate, Borland, Microrim и еще несколько поставщиков. И даже Hayes пробовала силы в игре, выйдя с патетическим продуктом под названием Please.

      

Конечно, сегодня большинство этих компаний стали достоянием истории. Те же, что еще в деле, как Borland и Microrim, утратили былое величие. А все потому, что разработка приложений сместилась от инструментов, ориентированных на клиента, к клиент-серверным. Серверы стали королями, а клиентские инструменты значительно потеряли в весе.

      

В последние годы, например, Microsoft заметно подняла цену SQL Server, а цены Access и Visual Basic снизила. Lotus Approach сейчас продается по $99. Даже некогда могучий Paradox идет по $250 за штуку. В прошлом каждому была нужна отдельная копия dBase или Paradox; сегодня все эти инструменты генерируются бесплатными приложениями на время исполнения. Короче говоря, нет больше хорошей прибыли от клиентских инструментов. В наши дни тот, у кого нет сервера, вряд ли продаст много клиентов.

      

Нечто похожее происходит и в Интернет. Все последние годы в центре внимания были клиентские инструменты. FrontPage, SoftQuad, Sausage  -  вы сами их знаете, поставщики всех этих инструментов ухлопали на них кучу денег и продали огромное число копий продукта.

      

И Web была лишь средством создания красивых страниц и передачи их, по одной штучке, через бесхитростное окно браузера. По сути, нехитрый сервер направлял нехитрый язык программирования (HTML) и кое-какие картинки нехитрому клиенту.

      

Но "Всемирная паутина" становится клиент-серверной. Появились умные серверы, посылающие потоки настоящих данных и инструкций умным клиентам. Вот посмотрите на модель BackWeb, например. Ее интеллектуальный клиент трудится вне браузера и общается с сервером на равных. Но и здесь клиент отодвигается в сторону, а доход приносят серверы. Даже когда клиенты основаны в браузере, как, например, у компании Narrative, серверы посылают усложненные потоки данных интеллектуальным клиентским мини-приложениям. На чем Narrative делает деньги? На своем сервере, а не на клиентских инструментах.

      

Глупый браузер ушел в небытие, теперь господствовать будет некая разновидность активной настольной системы. И это знаменует собой конец легких доходов для поставщиков клиентских средств. Каждая фирма, начиная с Macromedia и кончая Adobe и Sausage Software, станет следующей Borland или Ashton-Tate. Единственная их надежда  -  создание, приобретение или заключение союза с интеллектуальным сервером. Состоявшаяся в середине марта покупка корпорацией IBM контрольного пакета компании NetObjects была только началом.

      

В этом году "Паутина" в процессе своей эволюции наконец достигла той стадии развития, в которой находилась клиент-серверная концепция в 1991 году. Так что ждите объединений и последующего снижения доходов от клиентских инструментов.

      

Найдете ошибку  -  получите место

      

Разве Сеть не замечательная вещь? В старые времена, если вы хотели устроиться на работу программистом, вы начищали туфли, оттачивали свое резюме и шли на собеседование. Сегодня все, что от вас требуется, это найти ошибку в Internet Explorer,  -  и вы получаете пожизненную работу. Какой великолепный способ гарантировать качество! По-моему, его стоит развить дальше. Например, для менее важных продуктов это может быть "находите ошибку  -  получаете костюм". И тогда для следующего интервью вы сможете надеть костюм. Мы прошли поистине долгий путь с того времени, когда господствовало правило: "Если вы умеете рисовать крокодила Гену, вы можете стать знаменитым карикатуристом".

      

Джим Лаудербек

      

Джим Лаудербек  -  директор редакции PC Week. К нему можно обратиться по адресу: jim_louderback@zd.com.