К 1985 г. мода на персональные компьютеры начала вытеснять длинные волосы, курение марихуаны и неразборчивость в связях там, где носят костюмы в полоску, имеют BMW и долларовую мораль. Если не принимать в расчет Mac и некоторые другие марки окраин компьютерного королевства, то ПК-революция была совершена IBM и ее партнерами  -  крупнейшими мировыми корпорациями числом около 2000. Некоторые видят в этом Фаустову сделку между индустрией персональных компьютеров и темными силами. Другие просто рассматривают как эволюционный процесс, не считая каким-то особым событием.

 

Поразительно, но сейчас то же самое происходит с Internet. Сговорившись с компьютерной индустрией, корпорации с поразительной быстротой захватили Сеть и как коммуникационную платформу, и как стартовую площадку для запуска новых приложений, и как способ их создания. Они будут основной движущей силой в сети Internet, определяющей пути ее использования и направления развития. Именно они контролируют стандарты, технологии и, что самое главное, инвестируемые в сеть доллары.

 

Так, фирма Zona Research предсказывает, что рынок Internet/intranet к концу века достигнет уровня 100 млрд. долл. Деловые сети intranet будут доминировать в таких странах, как Китай, где использование Internet для личных целей и развлечений строго регулируется, а иногда просто запрещено.

 

Но постойте! Разве не Internet  -  самая революционная среда для свободного самовыражения в киберпространстве? Не обязательно. Лет десять назад персональные компьютеры были не только инструментами для бизнеса, но и революционными устройствами для свободного и подчас радикального самовыражения. Даже лидеры компьютерной индустрии во главе с основателем корпорации Lotus Митчеллом Капором возражали против коммерциализации персональных компьютеров.

 

Но Web  -  это нечто большее, чем просто инфраструктура для коммуникаций и разработки приложений. Ее содержимое безгранично разнообразно и обширно, в противном случае этой информации просто не было бы или она не была бы так широко доступна. Однако не заменяется ли при этом свободное передвижение по киберпространству более коммерциализированным и целесообразным его использованием? Я думаю, что это так, однако трудно судить о вещах, далеко выходящих за пределы поля зрения. Своей глобальностью Web бросает вызов любым физическим определениям и границам.

 

Ясно, что эксцентричные события, произошедшие в Ранчо-Санта-Фе (шт. Калифорния) в конце марта, хотя и не были вызваны Web, однако именно благодаря ей глубже проникли в сознание американцев. (Интересная деталь: я несколько раз, пока писал эту колонку, посещал узел Heaven’s Gate и выбирал ссылку на Microsoft Expedia, добавленную на их странице. Это переносило меня в Expedia, но я не мог вернуться на Heaven’s Gate. Microsoft, очевидно, удалила ссылку, но она все еще присутствует на странице).

 

Что произойдет в процессе коммерциализации Internet с контркультурными аспектами Web, со всеми этими suck.com и личным узлом соседа-психопата? Окажутся ли они преходящей прихотью, сноской в истории Сети? Быть может, это просто знаки нынешней культуры, которые проявились всего лишь в Web? Или это действительно уникальная культура Web? Угрожает ли коммерциализация Web культуре Web или сосуществует с ней? За что нужно любить культуру Web и с чем в ней нужно смириться? Что такое вообще культура Web? И что будет дальше?

 

При всей ее многомерности и изменчивости мы можем думать о Web все что угодно. Что бы ни случилось с культурой Web или коммерцией в Web, Internet никогда не утратит своей динамичности и созидательности.

 

Весь вопрос в том, как долго мы захотим смотреть на нее под этим углом.

 

Джон Додж

 

Сколько свободного времени вы проводите в Internet? И чем именно вы там занимаетесь? Пишите мне по адресу john_dodge@zd.com.

 

Что произойдет с контркультурными аспектами Web в процессе коммерциализации Internet?