Известные школы бизнеса вводят для соискателей степени MBA курс по информационным технологиям

 

Когда Майкл Спенс встречается со студентами выпускного курса в Стэнфордском университете, он в первую очередь подчеркивает важность знаний в области информационных технологий (ИТ) для успешной карьеры и советует обратить на них особое внимание. Однако те, кому он дает такой совет, являются соискателями ученых степеней вовсе не в области компьютерной инженерии, управления информационными системами и даже не в области информатики. Это соискатели степени MBA (Master of Business Administration  -  магистр по управлению бизнесом) в одной из ведущих в США школ бизнеса.

 

Не только Спенс, декан престижной стэндфордской высшей школы бизнеса (Пало-Альто, шт. Калифорния), считает необходимым преподавание ИТ студентам, желающим получить степень магистра. Известные школы бизнеса по всей стране, включая школу Уортона при Университете Пенсильвании в Филадельфии, Гарвардскую школу бизнеса и Школу управления Слоуна при Массачусетском технологическом институте (две последние находятся в Кэймбридже), начали создавать учебные курсы по ИТ для деловой сферы. Методы преподавания и требования могут различаться, но желаемый результат один и тот же  -  подготовить соискателей степени MBA, обладающих знаниями в области ИТ.

 

Спенс утверждает: “За последние пять лет ИТ стали весьма важными для бизнеса. Если вы собираетесь играть не последнюю роль в бизнесе, вы должны это понимать.

 

Повышенное внимание к изучению этих технологий в школах бизнеса должно стать бальзамом на раны всех руководителей отделов ИТ. В последние годы специалисты в области информационных технологий вынуждены были в дополнение к своим профессиональным навыкам развивать деловую хватку и учиться тому, как взаимодействовать с администрацией компании и обмениваться с ней знаниями. У будущего же поколения руководителей, прошедших обучение в школах бизнеса, такие проблемы не возникнут.

 

“Реальную отдачу от этих ИТ-грамотных выпускников со степенью MBA можно будет получить только к 2000 г. Это произойдет тогда, когда они займут руководящие должности, приобретут определенное влияние в компаниях и смогут повести дело по-новому”  -  таково мнение Боба Стилбена, аналитика-исследователя из фирмы Meta Group (Стэмфорд, шт. Коннектикут).

 

По словам Стилбена, новому поколению специалистов со степенью MBA лучше всего может подойти характеристика “технолог по бизнесу”. Они обладают традиционным пониманием стратегий бизнеса, необходимых для управления корпорациями завтрашнего дня, но в отличие от большинства своих предшественников еще и глубоко разбираются в перспективных технологиях, таких, как организация сетей, создание хранилищ данных и внутрикорпоративных сетей (intranet), что повышает их конкурентоспособность, давая стратегические преимущества. Некоторые школы, например Уортоновская и Стэндфордская, собираются организовать учебные курсы по ИТ для всех студентов, стремящихся получить степень MBA; в других же школах, в числе которых можно назвать Гарвардскую и Слоуновскую, прохождение таких учебных программ не является обязательным, хотя их важность постоянно подчеркивается.

 

“Мы включаем возможности изучения ИТ в учебные курсы таким образом, чтобы студенты поняли, насколько это соответствует реальным деловым ситуациям”,  -  сказал Дэвид Аптон, доцент по информационным системам и управлению операциями из Гарвардской школы бизнеса. Он считает, что этот метод встраивания ИТ в основные учебные курсы отлично вписывается в традиционно сложившуюся в этой школе систему обучения, основанную на обобщенном анализе ряда конкретных ситуаций, вместе взятых, а не на рассмотрение каждой из них в отдельности.

 

НИКАКИХ БИТОВ  И  БАЙТОВ

 

Хотя соискатели степени МВА получают образование в области технологии, преподавание, вообще говоря, ведется не на “битово-байтовом” уровне. Напротив, учебные курсы ориентированы на понимание практических приложений технологии, а не на “лабиринты” самих продуктов. Например, при анализе деятельности компании по выпуску кредитных карточек, которая стремится лучше удовлетворять потребности клиентов, студенты будут знакомиться с концепцией организации хранилищ данных, а также с тем, как эта концепция может быть применена при сборе информации о клиентах и создании заказных продуктов. Но обсуждение может никогда не дойти до практических деталей того, какая конкретная БД использовалась и какая аппаратная платформа выступала в качестве сервера.

 

Как говорит Аптон, “для тех, кто хочет получить более глубокое понимание, всегда есть соответствующие курсы, но их посещение необязательно”.

 

Ознакомление всех студентов, являющихся соискателями степени MBA, со стратегическими аспектами технологии оказалось настолько важным для Джона Маккинли, менеджера по технологии и информатизации компании GE Capital Services, филиала корпорации General Electric (Стэмфорд, шт. Коннектикут), что он согласился принять участие в разработке учебного курса по ИТ на факультете Йельской школы управления (Нью-Хэвен, шт. Коннектикут). В этом семестре школа впервые предлагает такой курс, как “Получение преимуществ в конкуренции благодаря использованию информационной технологии”. Если этот курс будет хорошо принят, он станет обязательным на следующие два года.

 

Маккинли уверен, что “все программы для соискателей степени магистра организации бизнеса должны включать курс такого типа, поскольку невозможно разобраться в бизнесе без понимания того, каким образом происходит совместная реализация технологии и предпринимательской деятельности”. По словам Маккинли, эти молодые специалисты со степенью MBA будут лучше подготовлены к работе, направленной на достижение конкретных корпоративных целей.

 

Сегодняшние руководители отделов информационных технологий и факультеты школ бизнеса являются не единственными, кто стремится к подобным переменам. По словам Марка Солзмэна, выпускника Слоуновской школы 1997 г., сами студенты, поступающие в школу бизнеса, тоже хотят получить разностороннее образование.

 

Солзмэн объясняет: “Я знаю компьютеры до последнего винтика, но знаю также, что мне не хватает более комплексного представления о них, и я хочу понять, как подходить к компьютерным системам со стратегической точки зрения”.

 

Что касается нового набора соискателей степени MBA, с которыми Спенс встретится в этом году, они также могут рассчитывать на речь о преимуществах получения ИТ-знаний. “Мы стараемся подготовить их к тому, чтобы они стали самыми лучшими руководителями, и именно такие навыки они должны получить”,  -  говорит Спенс.

 

ЭЙЛИН КРОУЛИ

 

Слияние бизнеса и ИТ

 

Лучшие программы для соискателей степени MBA включают вопросы

 

технологии в свои базовые учебные курсы

 

ГАРВАРДСКАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА

 

( http://www.harvard.esu/~amkc/

 

CASE/Schools_Sites/

 

hbs.html)

 

Обязательный основной курс по ИТ:

 

не требуется

 

Примеры факультативов по ИТ:

 

-  Управление в эпоху информации

 

- Бизнес и Internet: стратегия,

 

право и политика

 

Число соискателей степени

 

MBA в этом семестре: 865

 

СЛОУНОВСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ ПРИ МАССАЧУСЕТСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

 

(web.mit.edu/sloan/www/)

 

Обязательный основной курс по ИТ:

 

не требуется

 

Примеры факультативов по ИТ:

 

- Информационные системы: от информационной инфраструктуры к корпорации, объединенной сетью

 

- Информационные системы управления

 

Число соискателей степени MBA

 

в этом семестре: 348

 

СТЭНДФОРДСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА

 

(http://gsb-www.stanford. edu/gsbhome.html)

 

Обязательный основной курс по ИТ:

 

Информационные системы и технология

 

Примеры факультативов по ИТ:

 

- Технологические изменения: конкуренция

 

и кооперация

 

- Стратегическое управление технологией и

 

инновациями

 

Число соискателей степени MBA в этом семестре: 360

 

УОРТОНОВСКАЯ ШКОЛА, УНИВЕРСИТЕТ ПЕНСИЛЬВАНИИ

 

(matrix.wharton.upenn.edu/mba/)

 

Обязательный основной курс по ИТ:

 

Информация: структура индустрии и особенности, позволяющие получить преимущества

 

Примеры факультативов по ИТ:

 

- Обзор информационных технологий и систем

 

БД и информационные системы управления

 

Число соискателей степени MBA в этом семестре: 750