Инициативы

 

Фирма Novell выдвинула новую всеобъемлющую программу комплексного обучения и объявила о появлении новой рыночной номинации “brand name в авторизованном обучении”

 

С22 по 24 июня над старым респектабельным отелем Кurhaus Hotel, построенным в начале прошлого века в курортном пригороде Гааги на самом берегу Северного моря, развевался фирменный флаг Novell. В этом здании, благородством своих очертаний напоминающим Зимний дворец и петербургское Адмиралтейство одновременно, проходила Edge’97  -  очередная конференция, которую ежегодно проводит подразделение Novell Education фирмы Novell (Прово, шт. Юта), которое занимается поддержкой и развитием в европейском регионе (EMEA  -  Europe, Middle East, Africa) ее системы фирменного авторизованного обучения.

Луц Зиоб, Олег Литвин из “Микроинформа”, только что получивший “Одри” из рук Боба Пизанта (слева направо)

 

По мнению российской делегации, взгляду русского человека Голландия представляется не как зарубежная диковинная страна, а как нечто родное и давно знакомое. Национальный флаг? Это же наши полосы, только в другом порядке. Столичный город Амстердам? Можно смело спорить со специалистами в области архитектуры, что Амстердам  -  это С.-Петербург, только попроще, функциональнее, без чугунных кружев, хотя каналы и горбатые мостики очень похожи. Есть и близнец Петергофа  -  загородная королевская резиденция Het Loo, обильно украшенная мраморными Психеями и золотыми Амурами, изливающими из охотничьих рогов потоки воды в многочисленных парковых водоемах.

 

Мнению российских представителей можно доверять, поскольку, судя по всему, российская делегация на конференции была самой многочисленной. В ее состав вошли руководители девяти российских учебных центров, авторизованных Novell, из Москвы (“Микроинформ”, “Сетевая Академия”, МЭСИ, МГАТУ), С.-Петербурга (Санкт-петербургский образовательный центр), Екатеринбурга (“Лантес”, Уральский госуниверситет), Саратова (Тritec).

 

Северное море штормило...

 

Неспокойно было Северное море в эти июньские дни. Огромные пенные валы с грохотом обрушивались на прибрежный песок, прилизанный пронизывающим ветром. Очевидно, новая стратегия Novell в области обучения, объявленная на конференции, всколыхнула даже морские пучины.

 

Эта стратегия названа InfiLearning, что подразумевает некую всеобъемлющую систему авторизованного обучения, способную удовлетворить запросы любого пользователя современной информационной системы. На практике она будет воплощена в виде системы учебных центров нового типа (InfiLearning Centers).

 

“Достаточно давно Novell предложила сетецентрическую модель информационной системы, главным в которой является пользователь,  -  пояснил идею новой стратегии Боб Пизант, генеральный менеджер Novell Education.  -  Именно на его нужды ориентируются разработчики, создавая службы глобального каталога, информационной безопасности и поддержки сетевых средств, полученных от различных поставщиков. Другими словами, эта модель описывает переход от персонального компьютера к персональной вычислительной сети. Следующий шаг в эволюции разнообразных подразделений Novell очевиден: это создание единой системы технической поддержки, консультирования и обучения с учетом гетерогенности нынешних сетей”.

 

Новая стратегия Novell, учитывая гетерогенность современных вычислительных сред, включает в новую комплексную систему обучения, консультирования и технической поддержки курсы обучения, разработанные различными поставщиками сетевого ПО: Netscape, Microsoft, Lotus, Sun, Oracle, Cisco, Marimba, Powersoft и др. Учебные центры, которые поддержат новую стратегию и присоединятся к программе InfiLearning, будут получать courseware  -  модульное ПО, включающее в себя элементы учебных курсов всех поставщиков. Из этих модулей центры будут составлять учебные курсы, адаптированные к требованиям конкретного заказчика. По словам Джима Толонена, исполнительного вице-президента Novell, к сентябрю будут завершены работы по созданию комбинированного обучающего ПО, включающего материалы трех важнейших поставщиков технологий: Netscape, Sun, Oracle. Internet- и Java-технологиям в программе InfiLearning отводится ведущая роль (естественно, после ОС IntranetWare, выполняющей роль базового элемента обучения, вокруг которого выстраиваются самые разнообразные курсы). Это не случайно. По данным исследования, проведенного IDC в апреле, рынок продуктов и услуг для Internet и intranet-сетей вырастет с 18,5 млрд. долл. в 1996 г. до 92,4 млрд. долл. в 2000 г.

 

В этом же отчете IDC прогнозируется рост рынка обучения компьютерным технологиям, который к 2000 г. должен достичь уровня 27 млрд. долл. Предполагается также, что доминирующим методом обучения останется изучение курса в специальных классах под руководством инструкторов. Однако постепенно будет увеличиваться доля других способов обучения: самоподготовки с помощью мультимедийных пособий на дисках CD-ROM, онлайновой тренировки и т. п. IDC считает, что в ближайшие годы объем онлайнового обучения будет расти со скоростью приблизительно 147% в год и в 2000 г. займет 41% всего рынка обучения.

 

Поэтому один из ключевых моментов новой стратегии Novell связан с расширением понятия “заказчик обучения”. Позволю себе еще раз процитировать отчет IDC, в котором говорится, что “тот, кто хочет быть лидером на рынке обучения, должен быть готов достойно встретить требования индивидуальных заказчиков”. Методика обучения для организаций и частных лиц должна быть различной хотя бы потому, что обучение в этих двух случаях преследует различные цели. “Организации важно уметь правильно управлять своей информационной системой, а частному пользователю важно знать, каким образом новые знания помогут достичь новых высот в карьере и каким способом получить всю необходимую информацию”,  -  подчеркнул г-н Пизант. Он рассказал, что основная идея, положенная в основу обучения индивидуальных заказчиков, заключается в том, чтобы в InfiLearning-центре они всегда находили тот курс обучения, который им нужен в данный момент: “Это будет обучение длиною в жизнь”.

 

Сейчас, по оценке г-на Пизанта, 82% слушателей приходят по направлению своей компании, а 18% составляют частные лица, желающие таким образом увеличить свои шансы на успешную карьеру.

 

Планов громадье...

 

Идея создания InfiLearning-центров как новой системы всесторонней поддержки пользователей, стоящей над борьбой сетевых платформ и конкуренцией отдельных производителей, чрезвычайно привлекательна. Однако возникает вопрос: реально ли воплотить эту красивую идею в жизнь? (Новая система должна начать функционировать уже с нового года.)

 

Система обучающих центров Novell считается самой развитой в мире (она существует более 10 лет). Только в регионе EMEA сейчас находится около 400 коммерческих центров и 20 академических партнеров Novell (бесприбыльных учебных центров на базе вузов и университетов), а во всем мире их 1450. В разных странах сегодня трудятся 180 тыс. сертифицированных администраторов Novell (CNA), 115 тыс. инженеров (CNE), 7 тыс. специалистов с еще более высоким званием Master CNE, 5 тыс. сертифицированных инструкторов и 800 сертифицированных специалистов по Internet (эта квалификация появилась в сентябре прошлого года). Вся эта армия профессионалов, а также прочие несертифицированные покупатели ПО Novell обслуживаются подразделением технической поддержки. В его штате около 700 человек, работающих в 21 стране мира. В их обязанности входит и поддержка по Internet, и “горячая линия” (в Европе она действует лишь в Голландии и Германии). В среднем, по словам Джун Мей, вице-президента Novell по технической поддержке, ее подразделение обслуживает около 10 тыс. обращений пользователей в месяц. Эти две мощные и разветвленные структуры должны в рамках стратегии InfiLearning образовать одну.

Ольга Владимирова из “Сетевой Академии” и Луц Зиоб

 

Возможно ли это? Novell рассчитывает в первую очередь на внедрение электронных методов распространения всей информации, имеющей отношение к обучению и техподдержке, собираясь за счет этого обойтись без переездов специалистов и переноса производства. Г-н Толонен подметил еще один благоприятный момент: “Европейские представительства Novell расположены очень близко друг от друга, обмениваться опытом и информацией здесь достаточно просто”.

 

Во всем мире весьма развито обучение конечных пользователей. Например, New Horizons (США), одна из крупнейших организаций, занимающихся обучением (в ее 195 отделениях, расположенных в 24 странах мира, учатся более 1,5 млн. слушателей ежегодно), разработала несколько сотен курсов, предназначенных для конечных пользователей. Многие отечественные центры обучения, например “Сетевая Академия”, сами создают подобные курсы, а также разрабатывают заказные интегрированные курсы в соответствии с нуждами заказчиков. New Horizons, а также МГАТУ и “Сетевая Академия” во время конференции Edge’97 объявили о своем намерении стать InfiLearning-центрами. Их привлекла прежде всего возможность получить легальное учебное ПО от различных производителей “из одних рук” и модульность этого ПО, позволяющая использовать отдельные законченные модули в рамках уже существующего собственного курса.

 

На конференции было объявлено, что к программе InfiLearning уже присоединилось около 200 учебных центров.

 

Особенности национального обучения

 

Обучение представляет собой достаточно сложный вид бизнеса, на который накладывают сильный отпечаток национальные особенности конкретной страны. Так, отношение к коммерческому обучению в США совсем не такое, как в Старом свете, а среднестатистический российский слушатель весьма отличается от того, кто изучает компьютерные технологии в Западной Европе.

 

Луц Зиоб, региональный директор Novell EMEA по образованию, отметил, что в США обучение компьютерным и сетевым технологиям встраивается в традиционные курсы так, что выпускник университета вместе с профилирующей специальностью получает квалификацию, например, сетевого администратора.В Европе, наоборот, принято дополнительное обучение в специальных центрах. Татьяна Луговая из Tritec, детально изучавшая систему коммерческого обучения Швеции, рассказала, что учебные центры в этой стране во многом финансируются за счет госбюджета в виде выплат из национального фонда занятости, что гарантирует всем безработным страны переобучение за счет государства.

 

“Обучение  -  это очень и очень прибыльное занятие,  -  с энтузиазмом заметил г-н Пизант.  -  Прибыль приносят и коммерческие центры, и академические партнеры. Последние, по определению, бесприбыльны, однако всегда существуют государственные дотации на образование, которые помогают центрам развиваться”.

 

Косвенным образом высокий спрос на обучение в Европе подтверждает и размер учебных центров. “Крупнейшие центры Европы располагают десятками учебных классов, которые постоянно заполнены”,  -  рассказал г-н Зиоб. Российские партнеры Novell в области обучения, к сожалению, пока здесь соперничать не могут.

 

“В России и США совершенно различное отношение к процессу повышения квалификации,  -  уверен г-н Луц.  -  В США само собой разумеется, что человек должен учиться в специальном центре, заплатив за это деньги. В России же все технические специалисты постоянно учатся самостоятельно. Для того чтобы кто-то из них решил подучиться в коммерческом центре, нужны чрезвычайные обстоятельства”. Да и относительно государственных дотаций на образование и переквалификацию безработных в нашей стране, как говорится, есть сомнения... И все же даже в этих условиях российские учебные центры не раз во время конференции Edge’97 оказывались в центре внимания публики.

 

Аплодисменты, аплодисменты...

 

В нашей жизни по-прежнему есть место подвигу. Например, какой героизм может проявить Европа при сдаче сертификационных тестов? Никакого. В Европе широко распространена мобильная служба тестирования фирмы Sylvan Prometric. Впервые она появилась в России в 1993 г. в виде группы выездного тестирования. Как вспоминает директор учебного центра “Микроинформ” Олег Литвин, “слушатели сдавали по 7 тестов в один день. Это мировой рекорд, который до сих пор не превзойден. Да и вряд ли можно представить вне России ситуацию, где такие подвиги необходимы”.

 

В июне 1997 г. вся европейская обучающая братия вновь аплодировала г-ну Литвину: по итогам прошедшего года его признали самым выдающимся менеджером по организации обучения технологиям Novell в регионе EMEA. Вместе с аплодисментами он получил “Одри”  -  памятный знак с изображением женщины по имени Одри, которая 11 лет назад стала первым сертифицированным Novell инженером женского пола.

 

Конференция Edge’97 ознаменовалась для российской делегации еще одним важным событием. “Сетевая Академия” попала в десятку самых крупных европейских партнеров Novell  в области образования. Г-н Зиоб пояснил, что крупнейшие партнеры отбирались не по объемам продаж в сфере обучения, а по числу обученных студентов. Дело в том, что, несмотря на свою молодость (этот центр появился в 1995 г.), “Сетевая Академия” уже успела открыть филиалы и развернуть активную деятельность в Екатеринбурге, Саратове (работают представительства “Сетевой Академии” на базе “Лантес” и “Tritec”), Ташкенте и других городах. Ольга Владимирова, директор “Сетевой Академии”, пояснила, что вряд ли какой-нибудь отечественный учебный центр сможет в ближайшее время стать крупным партнером Novell в “денежном” отношении, поскольку своим российским партнерам фирма предоставляет существенные скидки (свыше 50%) на учебные материалы.

 

Информацию о новой стратегии Novell InfiLearning можно получить по адресу: http://www. novell.com или по телефону: (095) 941-8073.

 

Елена Покатаева

 

Ключевые элементы InfiLearning, новой стратегии обучения Novell

 

- Самостоятельное определение уровня своих профессиональных навыков

 

(с помощью ПО на CD-ROM или из WWW)

 

- Банк вакансий (база данных с предложениями работы)

 

- Модульное ПО с элементами обучающих программ от различных поставщиков, из которых формируется курс, ориентированный на нужды конкретного заказчика

 

- Онлайновые тренировки (мультимедийная обучающая среда с возможностью интерактивного взаимодействия с инструктором)

 

- Лаборатории (классные комнаты, где слушатели могут экспериментировать

 

с разнообразными сетевыми решениями, в том числе и предназначенными для критически важных приложений)

 

- Комплекс средств для оценки отдачи от вложений в информационную систему, возможностей будущего роста организации и др. аспектов ее экономического состояния

 

- Электронное распространение материалов и документации, снабжение заказчиков всевозможной информацией как в электронном, так и бумажном виде

 

- Создание персональных Web-узлов и страниц

 

- PowerSell  -  специальная программа, предназначенная для тренировки реселлеров

 

- ATT (Advanced Technical Training)  -  программа углубленного изучения продуктов и технологий Novell