Собираетесь переходить на аутсорсинг (outsourcing), передачу некоторых функций сторонней фирме? Тогда срочно позвоните юристу. После разговора с Ричардом Фогелем, партнером чикагской юридической фирмы Gordon&Glikson, вы поймете, что это хороший совет. И вовсе не для того, чтобы подать на кого-то в суд, а для того, чтобы разумно составить контракт, передающий ваши заботы внешней организации. Фогель и его фирма постоянно занимаются заключением сделок на аутсорсинг для различных крупных компаний по всей стране. Поэтому они кое-что знают о том, как сделать аутсорсинг выгодным.

 

Внедрять аутсорсинг или нет  -  это вопрос, требующий долгого и серьезного размышления. Моя точка зрения заключается в том, что переход к аутсорсингу может быть признанием бессилия либо отказом от ответственности. Однако если вы все серьезно продумали и пришли к выводу, что аутсорсинг  -  действительно лучшее для вас решение, то вот вам несколько полезных советов.

 

Прежде всего спросите себя, зачем вам это нужно? Чтобы обеспечить более качественное обслуживание, снизить расходы или улучшить бизнес-процессы? Это кажется само собой разумеющимся, однако, если вы не сможете четко сформулировать свои цели, вам вряд ли удастся их достичь.

 

Когда вы осознали свои потребности, вам следует найти такого бизнес-партнера, который сможет солидаризоваться с вашими бизнес-целями. Не следует выбирать компанию, руководствуясь тем, что она знает, как управлять центром поддержки или мэйнфреймом. Все компании, предлагающие аутсорсинг, делают это.

 

Когда вы выбрали бизнес-партнера, важно не забыть, что он привык продавать свои услуги и подписывать контракты. А вы, вероятно, не привыкли такие услуги покупать. По мнению Фогеля, самое главное здесь  -  кто стоит во главе. Если вашу сторону представляет слабый и капризный комитет, хорошей сделки не заключить. Лучше всего поставить во главе проекта сильного лидера, для которого успех станет вопросом престижа. Дайте ему руководить проектом от начала до завершения. “Сделки, в результате слабого руководства неточно соответствующие целям, часто их так и не достигают”,  -  подчеркивает Фогель.

 

Даже сильный лидер проекта нуждается в составлении графика выполнения задач, связанных со сделкой, включая переговоры и подписание контракта. Если вы не уложитесь в график, то однажды может оказаться, что потребности бизнеса уже изменились, а вы упрямо стремитесь достичь целей вчерашнего дня.

 

Если вы делаете все, о чем сказано выше, это замечательно. Но Фогель считает, что ваша сделка может быть еще более удачной, если вы предпримете следующее.

 

- Сократите размер штрафа за преждевременное окончание проекта. В большинстве контрактов такие денежные возмещения оговорены, но, если контракт подписан на семь лет, а расходы поставщика компенсируютсяза пять, зачем вам платить штраф за преждевременное окончание в последние два года, когда поставщик получает прибыль?

 

- Купите часть компании-партнера. Это может стать выгодным вложением средств и поможет согласовать бизнес-цели обеих компаний. “Всегда, когда поставщику аутсорсинга удается приблизиться к своему заказчику, это идет на пользу обоим”,  -  считает Фогель.

 

- Включите в договор условия на случай каких-либо изменений. У заказчика могут появиться новые бизнес-потребности. Кроме того, мы знаем, как быстро меняются технологии. Контракт должен все это учитывать.

 

- Предусмотрите условия для “распутывания” интересов. Большинство соглашений по аутсорсингу рассчитано на определенный срок. Но за этот период компания-поставщик, как правило, вплетается в бизнес-план заказчика.

 

- Будете учитывать потерянную прибыль. Это не так бесполезно, как может показаться. В некоторых сделках, например для компаний по выпуску кредитных карт, простой системы или сетей может стоить очень дорого. В таких случаях, по мнению Фогеля, вполне резонно включить в контракт соответствующие условия.

 

Стэн Гибсон

 

А что вы посоветуете будущему клиенту по аутсорсингу? Присылайте свои мнения по адресу: stan_gibson@zd.com.

 

Когда вы поняли, зачем вам нужен аутсорсинг,  -  ищите бизнес-партнера, который проникнется вашими бизнес-целями