Я не из тех людей, кому нужно полгода собирать и анализировать всевозможные слухи и оценки, прежде чем наконец выбрать себе новый видеомагнитофон или велосипед. Я, скорее, прочту пару журналов и спрошу своих знакомых. Если после этого мое мнение о вещи осталось в целом положительным, выписываю чек.

Джеф Моуд

 

Вот почему меня часто удивляет, сколь детальный функциональный анализ проводят многие менеджеры ИС, прежде чем решить, какой комплект ПО больше подходит для их фирмы. Недавно я говорил с одним менеджером по информатизации из компании, производящей телекоммуникационное оборудование, где для оценки комплекта приложений по планированию ресурсов предприятия (ПРП) составили список из 400 функциональных параметров, а затем оценивали пакеты по тому, насколько хорошо они удовлетворяли предъявляемым требованиям, и этот процесс длился месяцы.

 

Я понимаю, что покупка пакета ПРП  -  дело несравненно более сложное, чем выбор между трехголовочным и четырехголовочным видеомагнитофонами. Но тем не менее не перестаю поражаться тому, как часто в детально разработанных для оценки ПРП списках характеристик отсутствуют важнейшие вещи. Не учитывается фактор комфорта либо упускается из виду, что поставщик должен максимально соответствовать культурному выбору компании.

 

Что я имею в виду под культурным выбором? У каждой компании есть своя иерархия ценностей или качеств. Ваша фирма может предпочитать аккуратное планирование, верность долгосрочной стратегии, ценить работу в команде. Для моей важным может быть сверхбыстрое реагирование и жесткая конкурентная борьба. Если обе наши компании станут вместе работать над проектом, имеющим для одной из них стратегическое значение, то весьма вероятно, что в итоге они взвоют, не найдя общего языка, и будут валить вину друг на друга. Это пример неправильно сделанного культурного выбора.

 

Выбор поставщика приложений для предприятия идет дальше коммерческих отношений. Когда вы решаете, внедрять R/3 корпорации SAP или приложения Oracle, вы не только на долгое время принимаете сам продукт и его архитектуру, но и лежащие в его основе взгляды производителя на то, как должны работать бизнес-процессы. Выбирая поставщика ПО, вы выбираете определенную систему ценностей.

 

Довелось мне как-то разговаривать еще с одним менеджером ИС, на этот раз из крупной промышленной компании с Восточного побережья, о том, как оценивались приложения ПРП в его фирме. Он рассказал, что в ходе большой реорганизации производства, затронувшей всю компанию, настал такой момент, когда нужно было выбирать поставщика. Так как фирма в то время уже была крупным заказчиком Oracle, эта корпорация считалась наиболее вероятным кандидатом на поставку системы ПРП. Но когда сам мененджер и его сотрудники ближе познакомились с приложениями Oracle и ее людьми, то поняли, что это будет брак не их тех, что заключаются на небесах. И не потому, что в ПО Oracle не хватает каких-либо важных функций или оно не масштабируется,  -  скорее, обнаружилась огромная культурная нестыковка.

 

“Чувствовалось некоторое высокомерие; они говорили с нами так, как будто лучше нас знают, как делать наше дело”,  -  вспоминал этот менеджер. Дело кончилось тем, что компания нашла себе другого поставщкика ПРП, менее опытного, но такого, с которым она чувствовала себя комфортно.

 

Вероятно, это было мудрое решение. К тому же поставщики ПО известны тем, что постоянно перепрыгивают конкурента, добавляя новые функции. Модернизировать свою культуру и систему ценностей куда труднее. 

 

А что вы думаете о роли культуры в выборе стратегического поставщика ПО? Напишите мне по адресу: jeff_moad@zd.com.

 

Джефф  Моуд