Камерон Стурдевант

Функции управления комплекта Intel намного превосходят весьма скромные возможности продукта Hewlett-Packard

В схватке на поле недорогих пакетов настольного управления LANDesk Management Suite Version 6 корпорации Intel одержал победу над OpenView Desktop Administrator, продуктом компании Hewlett-Packard. Богатый набор утилит управления настольными системами и серверами, а также простота их использования принесли ему почетное звание “Выбор аналитика”, присваиваемое Тестовым центром PC Week Labs.

LANDesk Management Suite показывает данные инвентаризации, используя Explorer-подобный интерфейс (слева). Desktop Administrator эффективно размещает и сканирует ПК в тестовой сети (справа)

Конечно, ни LANDesk Management Suite, ни Desktop Administrator (оба выпущены в октябре) не идут ни в какое сравнение с базовыми системами управления уровня предприятия, такими, как Unicenter TNG фирмы Computer Associates International или TME 10 фирмы Tivoli Systems.

Управленческие структуры такого класса обеспечивают не только управление сетевыми устройствами, приложениями и Unix-компьютерами. В них пользователь найдет и все необходимое для управления настольными системами.

Однако менеджер сети, который ищет средство управления настольными системами ценой $50$70 в расчете на одно рабочее место, не может не обратить внимания на LANDesk Management Suite. Этот пакет предлагает широкий спектр функций, включая распространение программных средств, учет лицензий, инвентаризацию и контроль за конфигурацией. По своим возможностям он выгодно отличается от пакета Desktop Administrator компании Hewlett-Packard и к тому же проще в настройке.

LANDesk превосходит и более дешевый, но весьма солидный пакет Desktop Management Suite фирмы Seagate Software.

При разработке Desktop Administrator компания Hewlett-Packard воспользовалась технологией, которую получила после приобретения у корпорации Symantec пакета Norton Administrator for Networks. Ее новый продукт продается примерно по той же цене, что и LANDesk, но предлагает пользователю меньше интегрированных функций, чем любой другой продукт, проходивший тестирование в нашем центре. Вместо этого при выполнении ряда задач  дистанционного управления, распространения ПО и др.  Desktop Administrator полагается на отдельные приложения независимых разработчиков.

В PC Week Labs продукт Hewlett-Packard большинство проверок прошел успешно, однако в ходе экспертизы мы выявили несколько проблем с интерфейсом, которые не позволяют рекомендовать его потенциальным покупателям. Видимо, им лучше подождать выхода следующей версии этого пакета.

DMS (Desktop Management Suite) фирмы Seagate Software, подобно LANDesk, представляет собой хорошо продуманный комплект управления, но, как и в HP Desktop Administrator, при решении некоторых задач здесь приходится прибегать к помощи утилит сторонних производителей.

Менеджерам сетей среднего масштаба стоит также обратить внимание на средства управления настольными системами, предлагаемыми крупными производителями сетевых ОС. В их числе можно назвать Systems Management Server корпорации Microsoft и ManageWise фирмы Novell. Оба этих комплекта обеспечивают обширные возможности сетевого управления и снабжены всеми основными функциями управления настольными системами.

Однако их арсенал лишь немного богаче, чем у продуктов, которым посвящен настоящий обзор. К тому же при использовании SMS (System Management Server) и ManageWise приходится приобретать отдельную лицензию на каждый сервер, а для работы SMS требуется еще и SQL Server.

Наиболее полный комплект функций встроен в LANDesk Management Suite корпорации Intel, однако ни его, ни другие средства управления настольными системами простыми в работе не назовешь. Так, чтобы обеспечить полную работоспособность, необходима тонкая настройка продуктов, а она, как мы обнаружили, занимает несколько дней (даже для LANDesk Management Suite).

Поэтому администратору сети следует заранее определить, оправдан ли расход сил и средств на приобретение и внедрение комплекта управления настольными системами. Для этого ему нужно оценить затраты на управление ПК без него, а затем сравнить их с ценой комплекта в расчете на одно рабочее место, включая все накладные административные расходы.

Итак, почетное звание “Выбор аналитика” мы присвоили пакету LANDesk Management Suite, но это вовсе не значит, что он является идеальным решением для любой сети. Менеджеры должны иметь в виду, что в каждом конкретном случае оптимальный выбор системы управления настольными системами зависит, главным образом, от насущных потребностей самой сети. LANDesk Management Suite, скажем, не обеспечивает централизованного резервного копирования, хотя эта функция имеется в гораздо более дешевом пакете DMS фирмы Seagate.

Кроме того, DMS оснащен неплохим интерфейсом, позволяющим распространять ПО и управлять сетью через World Wide Web, которого нет ни в одном другом подобном продукте. Что касается защиты от вирусов, то она встроена лишь в пакет Intel.

При приобретении лицензии на 1000 пользователей LANDesk обойдется в $50 за одно рабочее место, HP Desktop Administrator  $49, а DMS фирмы Seagate  $26.

История двух подсетей

Для проведения всех тестов мы использовали две IP-подсети. Одна из них являлась локальной и работала под управлением ОС Windows NT 4.0 Server, установленной на компьютере OptiPlex GXpro корпорации Dell Computer. Машина была оснащена процессором с тактовой частотой 200 МГц и ОЗУ емкостью 64 Мб. Во второй сети мы установили систему моделирования каналов фирмы Adtech, которая имитировала реальную среду ГВС. В каждую сеть входило по 60 ПК Dell Dimensions P200N; все они были оснащены ОЗУ емкостью 32 Мб. Таким образом, в общей сложности под управлением тестируемой системы находилось 120 клиентов.

Кроме того, в сеть входили файловый сервер под управлением IntranetWare фирмы Novell, установленный на компьютере Vectra PPRO XU компании Hewlett-Packard с рабочей частотой 200 МГц, и второй сервер NT 4.0 Server, запущенный на компьютере OptiPlex корпорации Dell Computer. Последний при тестировании обоих продуктов  LANDesk Management Suite и Desktop Administrator  использовался в качестве сервера переноса данных (staging server).

Для первоначального развертывания базовых агентов в комплектах LANDesk Management Suite и Desktop Administrator, как и в пакете DMS фирмы Seagate, применяются сценарии регистрации в доменах NT и на серверах NetWare. Это упрощает все функции управления настольными системами, в том числе инвентаризацию и учет лицензий на ПО.

Инсталляция LANDesk Management Suite оказалась очень простой. Прежде всего на всех узлах, подлежащих управлению, нужно было установить СВА (Common Base Agent  общий базовый агент). На все сетевые ПК, кроме тех, что работали под управлением Windows NT, мы разослали это ПО непосредственно со станции управления. Для его рассылки на NT-компьютеры мы воспользовались протоколом RPC (Remote Procedure Calls  вызов удаленных процедур). Управление серверами и рабочими станциями Windows NT  новая функция последней версии LANDesk; предыдущие версии такой возможности были лишены.

После инсталляции СВА нам осталось только запустить модуль планировщика LANDesk и с его помощью разослать все остальные агенты, необходимые для инвентаризации, учета лицензий, дистанционного управления и распространения ПО. Здесь, как и в Desktop Administrator, мы могли выбрать, какой агент установить на той или иной машине, и тем самым минимизировать нагрузку на каждый компьютер.

Установка Desktop Administrator оказалась гораздо труднее. На некоторые компьютеры мы смогли корректно загрузить все необходимые агенты этого комплекта лишь после нескольких неудачных попыток. И все же, приложив немало усилий, мы заставили этот продукт работать в нашей тестовой сети.

Один “мгновенный” снимок стоит тысячи операций

После того как все агенты были установлены, началось использование LANDesk Management Suite и Desktop Administrator для рутинных операций. В первую очередь с помощью обоих комплектов мы просмотрели все машины сети, собрав данные об аппаратных средствах и ПО своей тестовой системы. Такая информация необходима для принятия решений о распространении ПО, учета лицензий и выполнения некоторых других задач.

Хотя оба продукта предоставили нам весьма подробные инвентаризационные данные, но в этой (и только в этой) области Desktop Administrator превзошел своего соперника. Пакет компании Hewlett-Packard не просто собрал подробнейшую информацию об аппаратных средствах и ПО наших систем, но и представил ее в более удобной форме, чем LANDesk корпорации Intel или DMS фирмы Seagate.

Оставаясь на одной и той же диалоговой странице инвентаризации, мы смогли простым нажатием клавиш просмотреть параметры всех машин. Это оказалось намного удобнее, чем навигация по древовидной структуре и выбор в ней необходимых систем, без которых не обойтись в LANDesk Management Suite.

Чтобы проверить возможности LANDesk по распространению ПО, мы настроили несколько компьютеров в качестве автономных контрольных машин, а затем воспользовались методом “мгновенного снимка”, который позволил подготовить различные продукты для рассылки по сети.

Этот метод отслеживает все изменения, вносимые в файлы и каталоги при инсталляции программы. На основании полученной таким образом информации создается пакет, который затем рассылается клиентам.

Конечно, выделение машин исключительно для подготовки подобных пакетов  довольно дорогостоящий способ использования ресурсов, однако благодаря этому намного упрощается весь процесс распространения ПО. В LANDesk предусмотрена и альтернативная возможность создания дистрибутивных пакетов без помощи “мгновенных снимков”, но этот процесс весьма трудоемок. В его ходе нам пришлось вручную определять взаимозависимости и производить инсталляционные операции, опираясь на древовидный интерфейс.

К сожалению, такая ручная подготовка ПО к сетевой рассылке  единственный способ, предусмотренный в Desktop Administrator (правда, менеджер сети может дополнить этот продукт пакетом WINinstall фирмы Seagate). В ходе тестирования нам пришлось, прибегая к помощи различных средств, вручную готовить каждое приложение к рассылке, так как агент распространения ПО из комплекта Hewlett-Packard оказался весьма слабым. Хотя WINinstall и позволяет администраторам создавать “мгновенные снимки” пакетов для рассылки с помощью Desktop Administrator, мы все же надеемся, что Hewlett-Packard полностью встроит такую функцию в следующую версию своего продукта.

При работе с Desktop Administrator сетевому менеджеру не обойтись не только без WINinstall, но и без ряда других утилит сторонних производителей. Так, для дистанционного управления ему потребуется пакет pcAnywhere фирмы Symantec, а для защиты от вирусов  VirusScan фирмы McAfee. Пользователям же LANDesk при этом дополнительные средства не понадобятся, так как обе функции уже имеются в комплекте.

Некоторые проблемы вызвал и ГИП продукта Hewlett-Packard. Так, Desktop Administrator не смог передать управление другому Windows-приложению, открытому на рабочем столе. Хотя ни одна из возникших проблем не привела к утрате данных, мы все же надеемся, что Hewlett-Packard к следующей версии своего продукта доработает его интерфейс.

Беды “сервис-центра”

При тестировании LANDesk Management Suite самая серьезная проблема возникла тогда, когда мы попытались создать на компьютере Windows NT 4.0 так называемый “сервис-центр”  сервер, помогающий решать такие задачи, как распространение ПО и распределенный учет лицензий.

Нам удалось инсталлировать сервисную станцию, работая непосредственно с NT-машиной, но попытка сделать это дистанционно со станции управления, оказалась безуспешной. В то же время на сервере NetWare мы могли инсталлировать сервис-центр и в дистанционном режиме.

Desktop Administrator, несмотря на все свои слабые места, при создании конфигурации настольных систем и управлении ею показал себя отлично. А ведь контроль за конфигурацией сети помогает администраторам снизить затраты на нее. Вместо того чтобы устанавливать приложение на каждом ПК, где работает служащий, они могут предоставлять доступ к нему лишь тем пользователям, которые вошли в сеть. Создать конфигурацию настольных систем в Desktop Administrator оказалось делом на удивление простым: для этого комплект оснащен программой просмотра, интегрированной с модулем инвентаризации.

Функция конфигурирования настольных систем не является новинкой ни для Hewlett-Packard, ни для Intel, однако управлять этим процессом гораздо проще с помощью Desktop Administrator.

В заключение отметим, что оба продукта после полного развертывания показали прекрасные возможности по обмену данными между своими модулями. Так, информацию модуля инвентаризации, который лежит в основе и того и другого комплекта, мы использовали не только для подготовки отчетов о наличных средствах своей сети. Опираясь на нее, мы могли выбирать ПО и конфигурации системы, а затем планировать их распространение.

Резюме для руководителей

Администраторам малых и средних сетей Windows NT, равно как и сетей NetWare, для управления настольными системами вполне достаточно пакета LANDesk Management Suite корпорации Intel. Этот продукт обеспечивает надежное распространение ПО, учет лицензий и защиту от вирусов. LANDesk имеет и еще одно преимущество над соперниками: в него встроены функции управления серверами.

Комплект Desktop Administrator компании Hewlett-Packard обеспечивает надежную инвентаризацию, учет лицензий и контроль за конфигурацией настольных систем в малых и средних сетях, однако для дистанционного управления и сложного распространения ПО требует применения дополнительных средств независимых разработчиков. Отсутствие интегрированных утилит и неустойчивый интерфейс  вполне достаточные основания для сетевых менеджеров, чтобы подождать выхода следующей версии продукта или обратиться к услугам какого-либо другого пакета.С методикой оценки параметров тестируемых продуктов можно ознакомиться на узле: www.pcweek.com/reviews/meth.html.

LANDesk Management Suite 6.Intel, Хиллсборо, шт. Орегон, телефон в Москве: (095) 956-4900, www.intel.com.

OpenView Desktop Administrator.Hewlett-Packard, Пало-Альто, шт. Калифорния, телефон: в Москве (095) 928-6885, www.hp.com/go/openview.

Позволяет выполнять все основные операции управления настольными системами; оснащен функциями управления серверами; более прост в использовании, чем соперничающие с ним продукты.

Модули инвентаризации и учета лицензий обеспечивают полный контроль за ПО и аппаратными средствами; очень простая в работе функция конфигурирования настольных систем.

Пока не обеспечивает удаленную инсталляцию функций управления на серверах NT.

Отсутствуют средства получения “мгновенного снимка” приложения, которые бы облегчили распространение ПО; проблемы с ГИП.