Владимир Митин

Не успело московское представительство Hewlett-Packard объявить официальные итоги очередного финансового года, как ее партнеры уже начали хвастаться своими достижениями. Первым среагировал дистрибьюторский центр “Дилайн”, ставший победителем по многим позициям (см. PC Week/RE, № 1/98, с. 8). По многим, но не по всем. Так, например, в классе расходных материалов лучшим из двенадцати дистрибьюторов (причем уже второй год подряд) была признана компания РОСКО, которой 23 декабря в “Палас-отеле” был торжественно вручен соответствующий сертификат, подписанный в европейской штаб-квартире HP.

По внешнему виду восстановленное устройство практически ничем не отличается от нового

В свою очередь, РОСКО вручила своим 24 реселлерам регалии, удостоверяющие, что их обладатели являются авторизованными партнерами HP по продаже расходных материалов. Лучшие же из них были награждены дорогостоящими звуковоспроизводящими аппаратами Sony. Эти устройства, по словам заместителя генерального директора РОСКО по дистрибуции Сергея Данилова, “призваны хоть немного скрасить нелегкую жизнь наших партнеров”. Что же тревожит торговцев столь ходовым товаром? Почему в России, по данным HP, через официальные каналы проходит лишь 55% “расходников”?

Три причины, тормозящие легальный бизнес картриджей

Если учесть, что стоимость расходных материалов, которые за срок своей службы потребляет струйный или лазерный принтер, может на порядок превысить стоимость самого печатающего устройства, станет  ясно, что продажа сменных картриджей является весьма прибыльным делом.

Интересно отметить, что практически во всем мире темпы роста числа проданных картриджей превышают темпы роста количества реализованных принтеров. Так, например, в России, как рассказал руководитель группы расходных материалов отдела потребительских товаров московского представительства HP Константин Кимельман, в 1997 финансовом году второй показатель вырос в два раза, а первый  -  в два с половиной.

Причина этого феномена кроется не только в том, что люди сейчас более интенсивно используют печатающие устройства, но и в том, что они стали бережнее относиться к своим принтерам и все чаще предпочитают приобретать у официальных дилеров новенькие фирменные одноразовые картриджи, вместо того чтобы пользоваться услугами компаний, предлагающих более дешевые реставрированные.

Откровенные подделки

Надо сказать, что искусство восстановления картриджей достигло такого совершенства, что некоторые нечистые на руку продавцы, подделав фирменную упаковку и тщательно отполировав многое повидавший на своем веку фотобарабан, выдают “бэушное” устройство за новое, привлекая пользователей розничными ценами, уровень которых зачастую лежит много ниже дистрибьюторских. Одно из таких “изделий” было продемонстрировано на встрече в “Палас-отеле” 23 декабря.

Знатоки отметили, что по внешнему виду восстановленное устройство практически ничем не отличается от нового, но черный полиэтилен, в который оно упаковано, можно на ощупь отличить от фирменного. Кроме того, сама коробка заклеена не так, как это делается на заводах HP. Есть и другие заметные глазу специалиста мелочи.

Спрашивается, как отличить подделку от оригинала простому смертному. Увы, достаточно сложно. Помимо прочего, дело еще и в том, что специально для России и СНГ расходные материалы не производятся. Соответственно отсутствуют и гарантийные талоны единого образца (каждый дилер “рисует” их по-своему). Списки дилеров, авторизованных HP как продавцы расходных материалов (их сейчас около 150), хотя и существуют, но труднодоступны. Можно, конечно, потребовать у продавца сертификат, но кто из пользователей знает, как он должен выглядеть?

Проблема усугубляется тем, что политика HP направлена на то, чтобы расходные материалы для ее печатающих устройств продавались везде: не только в специализированных компьютерных салонах, но и, например, в супермаркетах, в отделах, торгующих карандашами, книгами, газетами и другими товарами первой необходимости. Поди в суете проверь, что тебе подсунули...

Перезаправка

Впрочем, с откровенными подделками все ясно. Их изготовителям грозит уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на некоторое число лет. А вот как быть с теми, кто совершенно законно предлагает услуги по восстановлению расходных материалов? Доверять им свои изделия или не доверять? Дилеры-практики уверяют, что картриджи HP достаточно хорошо служат два-три срока вместо положенного одного. В свою очередь, представители HP и официальные дистрибьюторы утверждают, что реставрированные “расходники” (по их мнению, основанному на анализе объемов продаж, этой процедуре подвергается лишь каждый десятый картридж) не обеспечивают должного качества печати, быстро “издыхают” из-за того, что зачастую недоливаются чернила, недосыпается тонер или преждевременно выходит из строя фотобарабан (даже новый фотобарабан к концу заправки картриджа уже не обеспечивает начальное качество выводимых изображений). Кроме того, они предупреждают, что если принтер вышел из строя из-за использования нефирменных расходных материалов, гарантия с него снимается (а ремонтные услуги HP, надо заметить, весьма недешевы).

С другой стороны, не всем пользователям нужна высококачественная печать. Многим, особенно на периферии, важнее низкая стоимость бумажной копии. Но HP не желает учитывать интересы этой категории потребителей (качество превыше всего!) и не планирует продажу чернил, тонера или восстановленных в заводских условиях картриджей. Сбором и утилизацией выработавших свой ресурс расходных материалов (в целях охраны окружающей среды от вредных компонентов, используемых при их изготовлении) она занимается... В мире, в Европе... Но пока не в нашей стране (из-за нерешенности ряда технических и юридических проблем). Да и трудно представить себе россиянина, несущего негодный картридж в некий весьма удаленный пункт бесплатного приема, вместо того чтобы выкинуть его в ближайший мусорный бак или отдать за бесценок умельцам-восстановителям.

“Серый” рынок

Третий враг официальных продавцов расходных материалов HP  -  “серый” рынок. По оценкам московского представительства HP, на его долю приходится около 35% продаж. “Cерые” реселлеры активно используют различные распродажи, играют на курсе национальных валют, прибегают к хитроумным схемам растаможивания и т. д.

Бороться с ними можно только установлением специальных цен на “локализованные” (например, упакованные в коробки с надписями на русском языке) расходные материалы, но HP, по словам организаторов встречи в “Палас-отеле”, на это никогда не пойдет, так как уже имеет негативный опыт реализации этой идеи в Корее (предназначенные для Сеула коробки быстро “всплыли” в самых различных регионах). Так что борьба с “серым рынком” целиком ложится на плечи “белых продавцов”.

Телефон компании РОСКО: (095) 213-8001, адрес: al@rosko.msk.su.