Дмитрий Браверман

    

Допустим, вас заинтересовала идея разработки собственного Web-сервера. Какие же действия вы должны предпринять для того, чтобы ваш узел был эффективным и действенным, чтобы получить от него максимальную отдачу?

 

Подготовка плана

 

Для начала необходимо выделить основные направления своей деятельности, подобрать по каждому из них наиболее полную и подробную информацию, отметить для себя те места, на которых следует заострить внимание при разработке, чтобы впоследствии не забыть о них. Если вы всего этого не сделаете, можно считать, что вся остальная работа будет произведена впустую, так как ничего не содержащий Web-узел  -  это напрасная трата средств и времени.

 

Никакого смысла нет в странице, не содержащей ничего, кроме вашего адреса и информации о роде деятельности. В Интернет находятся миллионы узлов, и вероятность того, что ваш сервер будет найден с помощью поисковой машины, невелика.

 

Поэтому нужно не пожалеть времени на то, чтобы составить необходимый текст и разработать структуру Web-узла. Наиболее правильным будет подход к разработке Web-сервера как буклета, с той только разницей, что при этом не нужно задумываться о стоимости полиграфии и объем будущего творения практически ничем не ограничен.

 

Исходя из этого обязательными разделами являются сведения о продукте, которым занимается ваша фирма, будь то производство, торговля или еще что-нибудь, причем для облегчения восприятия и запоминания всю информацию желательно сопроводить фотографиями, схемами или рисунками.

 

Следующую важную часть сервера представляет раздел, в котором указано, как можно связаться с вами для дальнейших переговоров (если это необходимо)  -  в нем неплохо указать адрес E-mail, почтовый адрес и телефон. В принципе, эту довольно банальную комбинацию можно расширить, и это опять же будет отнюдь не лишним. Например, если вы сотрудничаете с кем-то, можно назвать своих партнеров и охарактеризовать их деятельность, а также, если это возможно, дать адреса их Web-узлов.

 

Собственный сервер можно дополнить страничкой, посвященной истории вашей фирмы. Не помешает, на мой взгляд, и страница, на которой будет рассказываться о сотрудниках. Если ваш Web-узел будет иметь несколько разделов или разветвленную структуру, то для облегчения поиска страницы с необходимым пользователю содержанием хорошо бы поместить на нем еще и “карту сервера”. Короче говоря, чем больше разнообразной информации появится на вашем сервере, тем более интересным, посещаемым и уважаемым он будет.

 

Реализация проекта

 

Ну что же, подготовительный этап завершен, и вы с кипой бумаги и фотографий размышляете, кто же в состоянии воплотить ваш проект в жизнь. Тут имеется масса вариантов. Рассмотрим достоинства и недостатки некоторых из них.

 

Первый и самый распространенный вариант  -  нахождение “в собственных рядах” некоего специалиста по Web-разработке*, который в свободное от основных обязанностей время “сваяет” нечто, более-менее удовлетворяющее вашим запросам. С примерами таких работ вы сталкиваетесь очень часто. Этот способ хорош тем, что вы можете оперативно, а самое главное, совершенно бесплатно изменять и дополнять содержимое своего Web-узла, контролировать его создание и даже принимать непосредственное участие в его разработке.

 

Однако этот метод имеет ряд существенных недостатков, которые делают его практически неприемлемым. Основной состоит в том, что вряд ли лицо, которому вы поручите выполнение задачи, окажется профессионалом или будет иметь за плечами хотя бы небольшой опыт. А это значит, что уровень исполнения будет заведомо низок. И в общем-то это понятно: такой исполнитель обладает совершенно другой специальностью, и уровень познаний в Web-разработке никак не влияет на основной род его деятельности. То есть он занимается Интернет “для души”.

 

К сожалению, данная категория Web-разработчиков, как показало мое собственное исследование (я ознакомился примерно со 120 Web-узлами на сервере провайдера Zenon, www.aha.ru), довольно распространена. Причем владельцы серверов, сделанных подобным методом, зачастую считают, что этого вполне достаточно, а приведение узла в достойный и приятный для использования и созерцания вид  -  дело вовсе не обязательное.

 

Второй вариант, применяемый для поддержания собственного Web-сервера,  -  это прием на работу человека для занятий только Web-разработкой и ничем другим. Такой подход обеспечивает оперативность обновления содержимого узла. Кроме того, можно найти именно того, кто, по вашему мнению, будет соответствовать поставленным задачам. К тому же вы сможете ожидать выполнения своих требований не на “дружеской”, а на вполне материальной основе.

 

У этого подхода тоже есть свои “подводные камни”. Ваш Web-разработчик будет постояно, что называется, “вариться в собственном соку”, а это помешает его развитию. Таким образом, уровень вашего Web-узла будет ограничен познаниями и возможностями данного работника, который может и не знать всего, что требуется для разработки современного Web-сервера. Это вполне объяснимо и даже совершенно нормально. Очень редко можно встретить человека, сочетающего в себе качества талантливого художника, программиста и дизайнера.

 

Следовательно, если вы планируете разработку крупного Web-сервера, то для его создания потребуется группа специалистов: программист на Рerl, Си++ или Visual Basic для составления CGI-сценариев или активных серверных страниц (Active Server Pages), если же вы хотите иметь на своих страницах постоянно обновляющиеся данные, например котировки акций, формы для проведения опросов или генерацию отчетов по запросу к базе данных, то Java-программист, компьютерный художник и HTML-кодировщик.

 

Третьим же вариантом будет обращение в одну из многих существующих сейчас Web-студий. Преимущества этого метода заключаются в том, что вы можете предварительно просмотреть портфолио студии, оценить возможности и уровень исполнения и, самое главное, заключив договор, уже не задумываться о том, каким образом студия реализует ваши пожелания. Но с этим сопряжено то, что вы должны предоставить Web-студии окончательно утвержденный вариант текста и, оговорив направления, в которых должны проводиться работы (оформление, гамма цветов, наличие или отсутствие тех или иных деталей), не можете изменить их впоследствии, по крайней мере если это не записано дополнительно в контракте.

 

Размещение в Интернет

 

Что же делать после того, как вам предоставлены готовые файлы, которые нужно разместить непосредственно на сервере, подключенном к Сети?

 

Если вы заказали разработку в Web-студии, то это скорее всего уже включено в пакет услуг и вам не нужно ни о чем беспокоиться. Web-студия сама предложит вам какие-нибудь из доступных вариантов, и вы сможете выбрать подходящий.

 

Решая же все собственными силами, вы и эту задачу должны взять на себя. Наверняка ваш провайдер бесплатно выделяет всем своим абонентам от 500 Кб до 2 Мб на собственном сервере. Этого объема вполне достаточно для размещения обычного Web-узла, но если вам нужно дополнительное пространство, то и его стоимость очень невысока. Однако адрес, который будет предоставлен вам бесплатно на сервере провайдера, часто бывает довольно сложен для запоминания, а значит, неудачен. Согласитесь, что www.provider.ru~your _firm запоминается гораздо хуже, чем www.your_firm.ru. Для получения такого адреса необходимо составить заявку и обратиться в Рос НИИРОС (Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей, отвечающий за присвоение доменных имен в поддомене ru). В этом случае нужно договориться с провайдером о выделении места на сервере, хотя скорее всего провайдер сам сможет сделать все необходимое для регистрации (по крайней мере, я не встречал еще случая, чтобы провайдер не мог зарегистрировать виртуальный домен).

 

Разместив сервер, необходимо наладить его рекламу, так как ждать, что сразу после появления ваш Web-узел станет известным и посещаемым, по меньшей мере наивно. Стоит задуматься о размещении на вашей рекламной продукции адреса Web-узла. Со стороны же разработчика должны быть предприняты меры для регистрации вашего сервера в поисковых системах, таких, как Yahoo, AltaVista, HotBot, Excite и подобных. Но не стоит надеяться, что на следующий же день ваш сервер будет проиндексирован поисковыми машинами и введен в базу данных. Это произойдет не раньше, чем через месяц-другой, причем от посещаемости вашего сервера в значительной степени будет зависеть, как скоро это произойдет.

 

После этого вам еще предстоит следить за тем, чтобы на вашем Web-узле была представлена информация, соответствующая действительности, при этом желательно, чтобы она по возможности обновлялась и дополнялась.* Я сознательно уклоняюсь от выражения Web-мастер, хотя в английском языке оно так и звучит (webmaster). Но на мой взгляд, употребление этого выражения в русском языке не совсем удачно, так как слово “мастер” все же означает уровень профессионализма, а не специальность, а профессионализмом же многие из тех, кто именует себя “Web-мастерами”, зачастую не блещут.

Дмитрий Браверман  -  руководитель московской Web-студии Internet Advertising Studio. С ним можно связаться через Web-страницу: www.ia.comtel.ru.