Лев Дайчик

 

Рынок пейджинга развивается в России весьма стремительно  -  его вполне можно охарактеризовать как взрывной. Общее число пользователей пейджинга в России увеличивается с каждым годом в десятки раз. Об этом красноречиво говорят и официальные данные Госкомсвязи. За последние пять лет число абонентов пейджинговых сетей в России выросло более чем в 125 раз. Если в 1991 г. в стране было всего 2 тыс. владельцев пейджеров, то к середине 1996 г.  -  250 тыс. По оценкам экспертов, к 2000 г. число пользователей возрастет до 1,5 млн.    

 

На сегодняшний день Россия является одним из безусловных лидеров по внедрению самых перспективных технологий. Тем не менее наша страна существенно уступает другим по степени распространенности услуг и охвата пейджинговой связью. Потенциал российского рынка пейджинга огромен, и очень вероятно, что через два-три года в Москве уровень обеспечения пейджерами достигнет 3 - 5% от численности населения. Естественно, это далеко не предел.    

 

Одна из характерных особенностей российского рынка в том, что 98% всех пейджеров в нашей стране  -  текстовые. Низкая популярность цифровых пейджеров в России объясняется незначительным ценовым различием цифровых и текстовых моделей, низким качеством телефонных линий и неподготовленностью российских потребителей к использованию автоматизированных средств, работающих в режиме тонового набора. На рынке производителей пейджеров ведущее положение в нашей стране занимают компании Motorola (71%), NEC (20%), Philips (7%) и Oi Electric (1%). Среди моделей на первом месте остается Motorola Advisor, далее по популярности следуют NEC 26B, Scriptor LX2, NEC 21А, Philips 2310 и Oi Electric. Почти 67% пейджеров российских абонентов  -  четырехстрочные, двухстрочные пейджеры занимают 14% рынка, чуть меньше (9%) составляют модели с большим дисплеем.    

 

Пейджинг  -  самый демократичный вид мобильной связи

 

Безусловно, важнейшим фактором, способствующим развитию пейджинга в России, является то, что это  -  самый дешевый и демократичный вид мобильной связи. “Входной билет” в сообщество абонентов сотовой связи в нашей стране по-прежнему обходится примерно в 1000 долл. В свою очередь, у большинства московских пейджинговых сетей первоначальный контракт стоит не дороже 200 - 300 долл., включая сюда от одного до трех месяцев бесплатного обслуживания.    

 

Принципиально дешевле и пользование пейджером. Так, стоимость одной минуты телефонного разговора с помощью любой сотовой системы связи составляет от 50 до 70 центов (с учетом налогов). А абонентная плата за месяц обслуживания в пейджинговой сети колеблется от 5 до 50 долларов и, как правило, позволяет получать неограниченное число сообщений. Наличие у большинства пейджинговых компаний бесплатных информационных каналов и достаточно широкого спектра “условно платных” услуг значительно расширяют круг заинтересованных лиц. Кстати, широко распространенная точка зрения, что владельцы сотовых телефонов перестают пользоваться услугами пейджинговой связи, не совсем соответствует действительности  -  около 70% владельцев сотовых телефонов продолжают использовать пейджер.    

 

Новая  Концепция: взгляд крупнейшего  пейджинг-оператора

 

Одним из важнейших, наиболее перспективных и в то же время самых сложных направлений развития пейджинга является создание сети, охватывающей всю территорию России. Компания “Мобил ТелеКом” с энтузиазмом восприняла принятую Госкомитетом по связи и информатизации Концепцию развития в России сетей персонального радиовызова общего пользования на федеральном и региональном уровне, как безусловно одну из самых демократичных в мире. Новая Концепция позволяет конкурировать как операторам, так и различным стандартам. В концепции указано, что федеральных операторов пейджинговой связи будет несколько. Но если бы в этом документе было закреплено, что федеральный оператор должен быть только один, то началась бы жесткая и нелицеприятная схватка за право стать этим единственным федеральным оператором. Региональные сети еще долго будут работать в POCSAG, потому что переход на любой высокоскоростной стандарт требует серьезных капиталовложений. Это под силу крупным операторам в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других больших городах. Но в регионах переход на FLEX или ERMES будет происходить очень постепенно и очень медленно.    

Государственная комиссия по электросвязи утвердила новую Концепцию  -  закон, по которому будут развиваться пейджинговые сети в России. Теперь дело за подзаконными актами. В рамках принятой Концепции должно быть разработано большое число положений, инструкций и других нормативных документов. Сегодня пока еще не определен порядок присвоения статуса федерального оператора, до конца не разработаны все процедуры, в том числе порядок лицензирования федерального оператора. Как и положено, в Концепции были очерчены общие понятия и направления развития, сформулированы основные требования к федеральной сети. По частным вопросам, с которыми сталкиваются операторы, к сожалению, пока нет четких формулировок.    

 

Федеральный оператор:  наша точка зрения

 

Сеть “Мобил ТелеКом” сейчас объединяет 69 городов. Как уже отмечалось, в принятой Концепции статус федерального оператора до конца не определен. Большинству требований, которые предъявлены в этом документе к федеральной сети, наша компания удовлетворяет.    

 

Будущее  пейджинга:  новые стандарты  и  перспективы  развития

 

Компания “Мобил ТелеКом” ориентируется на FLEX (на выставке “Связь-Экспокомм-97” мы официально объявили о том, что следующим нашим корпоративным стандартом будет этот высокоскоростной протокол). Решение о переходе на новый стандарт было принято после глубокого анализа технических характеристик обоих высокоскоростных протоколов и положения на рынке пейджинговой связи, проведенного совместно со специалистами государственного проектного института ГСПИ РТВ. Переход на новый протокол также позволит предоставлять абонентам более структурированную и дифференцированную информацию.    

 

По оценкам экспертов, в 2000 г. число абонентов в Москве и в других городах и регионах России будет примерно равным. Ожидаемое число владельцев пейджеров в столице  -  750 тыс. человек. Пейджинг в России переходит от передачи сигнала персонального радиовызова к дополнительным услугам, связанным с передачей информационных сообщений. Следует отметить, что наша страна сразу оказалась на острие высоких технологий. Мы видим много интересных перспектив для развития нашей индустрии и с уверенностью и оптимизмом глядим в будущее.

Лев Дайчик  -  генеральный директор компании “Мобил ТелеКом”, его телефон: (095) 961-1144.