Между производителями дисков усилилась конкуренция, и у них увеличились складские запасы    

Джон Спунер, Кэрин Бэннан

Жесткая конкуренция между производителями дисковых накопителей вызвала настоящую войну цен  -  и теперь руководители информационных отделов могут приобрести больше памяти за те же деньги.    

 

Появление на рынке Северной Америки деятельных иностранных производителей и избыточность собственных производственных мощностей привели к тому, что у таких фирм, как Quantum, Western Digital и Seagate Technologies, возросли запасы дисков на складах готовой продукции, вынудив их снизить цены на дисковые массивы и диски.    

 

Джеймс Портер, президент компании Disk/Trend (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), сообщил, что за 1997 г. цены на диски объемом в 9 Гб понизились на $700 и что через год-полтора цена одного мегабайта дисковой памяти упадет настолько, что за $700 можно будет купить диск объемом 18 Гб.    

 

В условиях возросшей конкуренции производители дисков для настольных ПК ищут возможности увеличить прибыль.    

 

Согласно данным, опубликованным компанией Disk/Trend, в 1996 г. было продано 105 млн. дисков, в 1997 г.  -  126 млн., а в 1998 г. продажи возрастут до 149 млн. штук. Около 12% дисков, купленных в прошлом году, предприятия использовали в файл-серверах и в качестве сетевой памяти.    

 

Доминировавшая компания Seagate в 1996 г. имела 80% рынка. В 1997 г. IBM, Quantum, Western Digital и Fujitsu существенно увеличили поставки дисков класса предприятий. Как комментировал ситуацию Портер, из-за этой конкуренции, особенно со стороны IBM, компании Seagate пришлось потесниться. В результате же те, кто покупает файл-серверы, смогли сэкономить немного денег на каждом устройстве.    

 

В то же самое время снизилась и стоимость мегабайта дисковой памяти. Если десять лет назад она составляла в среднем $11,50, то, по оценке компании Disk/Trend, в 1997 г. достигла 10 центов. А к 2000 г. цена мегабайта упадет до 2 центов.    

 

Усилившаяся конкуренция в секторе дисков для настольных ПК, спровоцированная компаниями Samsung Electronics и Fujitsu, вынудила производителей дисков снижать цены. Появление на рынке персональных компьютеров ценой менее $1000 заставляет снизить цены и на все другие компоненты, включая дисковые накопители.    

 

В 1997 г. наибольшее количество проданных накопителей составляли диски емкостью 2,1 Гб ценой около $200. Портер считает, что в конце 1998 г. за такую цену можно будет купить диск емкостью не менее 4,2 Гб.    

 

Джон Бартон, специалист по системным архитектурам из компании Delux (Шорвью, шт. Миннесота), занимающейся обработкой чеков и электронных платежей, говорит: “На рынке наблюдаются значительные изменения. Мы ожидали, что цены снизятся до доллара за мегабайт, но они упали ниже 26 центов”.    

 

Те, кто покупает диски для своих ПК, могут надеяться на снижение цен.    

 

Банк NationsBank Montgomery Securities начал модернизировать свои ПК, расширяя дисковую память с 2 до 4 Гб, потому что диски большего объема теперь всего на $100 дороже дисков меньшего объема.    

 

Директор технических служб банка Рональд Вояджес говорит: “Мы ожидаем дальнейшего, более быстрого снижения цен. За последние восемь или девять недель цены на 4 Гб диски типа Barracuda компании Seagate упали почти на $100”.    

 

Снижение цен нанесло ущерб производителям дисков. Так, в январе компания Seagate уволила 8600 работников, что обошлось ей в 300 млн. долл.    

 

Тогда же компания Quantum объявила о затратах в 74 млн. долл. на реструктуризацию и о потере в III квартале 1997 г. 32 млн. долл.    

 

Исполнительный директор Quantum Майкл Браун считает, что отчасти падение цен вызвано меньшим против ожиданий спросом на диски в Азии, в результате чего и произошло перенасыщение рынка.    

 

Аналитики говорят, что рынок дисковых накопителей, в общем, подвержен циклическим колебаниям цен, вызванным повышением спроса, за которым следует ввод излишних мощностей.    

 

Ожидается дальнейшее усиление конкуренции: так, компании Samsung и Fujitsu, которые в прошлом году завоевали заметную долю рынка Северной Америки, сейчас прилагают активные усилия к тому, чтобы еще больше ее расширить.    

 

Браун надеется, что нынешнее перенасыщение рынка скоро закончится. Он сказал: “В прошлом превышение нормы запасов дисков для настольных ПК и высокопроизводительных систем, подобное тому, которое имеет место сейчас, сохранялось в течение одного  -  трех кварталов”.    

 

Но стоимость  -  не единственная характеристика, по которой оцениваются диски. Бартон сказал: “Мы рассматриваем диски как товар массового потребления, и я думаю, что это правильно, хотя нам надо быть осторожными. Мы не можем снижать цены за счет качества и определенно не будем ухудшать параметры из-за нескольких долларов”.