Рафаэль Шамиев

 

Английский Институт Адама Смита (www.asibsi.com/cmb19_a.htm), специализирующийся на экономических исследованиях, хорошо известен как организатор многочисленных научных и практических семинаров и конференций. Конференция “Телекоммуникации в Российской Федерации (с обзором государств СНГ)” традиционно проходит в Вене. Не стал исключением и пятый ежегодный форум, состоявшийся 3 - 5 марта.    

Коммуникации начинаются с инвестиций

Достаточно было пробежать глазами программу выступлений конференции, чтобы понять: технологии здесь не в фаворе; речь пойдет главным образом о том, как вкладывать деньги в российский рынок телекоммуникаций, оценивать возможные риски и выгоды и как вообще ориентироваться в нашей изменчивой экономической ситуации. Лишь два заседания из двенадцати посвящались частным вопросам лицензирования радиочастот и принципам тарификации. Впрочем, и эти вопросы относятся скорее к области нормативных актов, но никак не технологий.

Список делегатов потребовал более глубокого изучения, после чего стало окончательно ясно: конференция адресована иностранным инвесторам. Их имена внушают уважение: Credit Suisse, Griffin Capital, Merril Lynch, Morgan Stanley & Co., Sumitomo Bank... Представлены были также крупнейшие европейские операторы и мировые лидеры телекоммуникационной индустрии: PTT Telekom, Global One, Telecom Finland, BT Europe, AT&T, Cable & Wireless, Cisco, Ericsson, Intel, Lucent, Motorola и др.

“Наши” операторы  -  “Московская сотовая связь”, “Северо-Западный GSM”, региональные “Электросвязи”, “Башинформсвязь”, самарский “Автоград”, украинские, белорусские и казахстанские провайдеры и даже “Связьинвест” выглядели в этом антураже как объекты купли-продажи. Причем, по мнению западных аналитиков, весьма лакомые объекты.

Роберт Джатсон (Griffin Capital) отметил, что 11% российского рынка ценных бумаг приходится на предприятия телекоммуникаций. Валовой продукт в 1997 г. вырос на 0,4% (впервые с 1989 г.), а к 1999 г. ожидается принятие нового налогового кодекса. Наметившаяся стабилизация экономики вкупе с неудовлетворенным спросом на элементарные услуги связи создают, как считает Джатсон, отличные предпосылки для развития в России и СНГ различных сетей, в первую очередь беспроводных.

Его выкладки подтвердили представители “Башинформсвязи”, “Утела” (Украина) и “Белтелекома” (Белоруссия). По их подсчетам, в большинстве регионов бывшего СССР потребность в средствах связи удовлетворена менее чем на 20%, а объем возможных капиталовложений составляет десятки миллиардов долларов. При этом рентабельность производственных фондов достигает 26%, а эффективность инвестиций  -  43%.

Правда, никто не говорил, что достичь успеха будет легко. Наше законодательство по-прежнему непредсказуемо, правила налогообложения иностранных и совместных предприятий таят в себе массу подводных камней, а граждане и предприятия тратят на телекоммуникации в 10 - 40 раз меньше, чем в развитых государствах.    

Кулуары

Как это принято на конференциях, в кулуарах была развернута небольшая выставка. Здесь можно было найти то, чего недоставало в конференц-залах: технологии.

Производители 3Com, Cylink, ECI Telecom, Digital Microwave и Newbridge демонстрировали свои продукты, интегратор Race Communications  -  коммуникационные решения и опять же продукты, лежащие в их основе, а телерадиокомпания “Мир”  -  вещательные программы.

“Наши” экспоненты уступали числом, что неудивительно для выездного мероприятия, но никак не богатством стендов. Так, Race (Москва) привезла в Вену не только полную витрину аппаратуры Motorola, Cisco, RAD Data, MultiTech, Eicon, PairGain и Patton, но и проекционную систему, на экране которой оживали корпоративные сети и системы, выполненные средствами компьютерной анимации.

“Наши” обжились в Вене быстро

Возле этих стендов и находили отдушину делегаты от операторов и интеграторов, прослушав очередную лекцию об особенностях создания совместных предприятий в России. Здесь же их настигали представители американских компаний-посредников, зарабатывающих деньги поиском подходящих дистрибьюторов для производителей из США.    

Один размер подходит не всем

Мнения участников конференции о ее полезности сильно разделились. Системные интеграторы и операторы связи скептически высказывались по поводу ее эффективности. “На скорую экономическую отдачу рассчитывать не приходится,  -  считает Михаил Щепетков, директор пейджингового оператора "Автоград".  -  Удалось завязать несколько контактов, но конечных клиентов здесь нет”.

Сотрудники компаний-посредников, напротив, были очень довольны. Авторитетные эксперты объяснили им работу прибыльных механизмов вложения финансов в российские телекоммуникации, в кулуарах не было недостатка в интеграторах и операторах, так что им было почти понятно, как следует делать бизнес в СНГ.

Сдержанно говорили об успехе делегаты от предприятий космического комплекса. Да, они не много почерпнули из многочисленных докладов на конференции. Зато смогли познакомиться со своими коллегами из Alenia Aerospazio, Arianespace, Hughes Space, Lokheed, комитета ООН по космическим исследованиям и других организаций.

Однако именно уникальная возможность встретиться с руководящими работниками ведущих производителей средств коммуникаций, крупнейших интеграторов, операторов и финансовых институтов влечет слушателей на конференции Института Адама Смита. “Мы обязательно постараемся приехать в Вену и в следующем году,  -  сказал Леонид Лопатин, управляющий директор Race.  -  Три дня, проведенные здесь, дали нам задел надолго вперед”.