Снижение цен не ведет к желаемому увеличению спроса

Лайза Дикарло

Темпы роста индустрии ПК, как и ожидалось, начали замедляться, и этому в немалой степени способствуют платформные решения корпорации Intel.

Несмотря на снижение цен на аппаратуру, спрос на нее со стороны корпораций в I квартале сократился. Это связано с перераспределением ресурсов ИТ, отсутствием новых ОС и излишне напористой рекламой по сути дела весьма мелких усовершенствований процессоров и другого клиентского оборудования.

“Насыщение рынка  -  явление нечастое, но мы сегодня как раз попадаем в такую полосу,  -  заметил Карл Эшкин, президент группы компаний Darby Group Companies (Уэстбери, шт. Нью-Йорк), являющейся крупным клиентом корпорации Compaq Computers.  -  Проблема 2000 г. требует больших затрат, и модернизация ПК для многих отступила на второй план. Мы расходуем больше средств на инфраструктуру, чем на оборудование”.

Это подтверждается и статистикой. Корпорация International Data прогнозирует, что прирост мирового объема продаж ПК (вместе с серверами и переносными компьютерами), составивший в 1997 г. 15,2%, в этом году снизится до 13,2%.

Корпорация Intel (Санта Клара, шт. Калифорния) надеется остановить эту тенденцию, предоставляя возможность любому производителю ПК выпускать продукцию самого современного уровня (см. статью на стр. 25). Intel уже применяла подобную стратегию в сфере массовых моделей ПК, но ее результатом стало быстрое снижение цен и падение уровня прибыльности в производстве настольных машин. Новые инициативы Intel могут привести к тому, что эти проблемы коснутся и более дорогих изделий  -  серверов, рабочих станций и портативных ПК.

Не исключено, что это поставит производителей персональных компьютеров в трудное положение, что уже видно на примере Compaq, которая завершает I квартал с довольно плохими результатами. Еще худшие последствия, вероятно, ждут производителей ПК из второго и третьего эшелонов, которые неуклонно теряют свои рыночные позиции.

Дела идут непросто

Однако эта же платформная стратегия одновременно создает предпосылки и для роста покупательского спроса  -  при условии, что аппаратуру начнут покупать и бизнесмены.

Многие отделы ИТ в настоящее время расходуют отпускаемые средства на стратегические проекты, способствующие укреплению их компаний.

“Сегодня наши усилия в значительной степени ориентируются на интрасети и Internet, и эта огромная задача поглощает все наши ресурсы,  -  отмечает ИТ-менеджер по закупкам из фирмы TWA (Канзас-Сити, шт. Миссури).  -  У нас появился стимул к работе, и в данный момент все крутится вокруг Internet, поскольку нашим клиентам необходимы хорошие Web-страницы”.

В ближайшие месяцы не ожидается выхода новых операционных систем для корпорации (Windows NT 5.0 появится самое раннее в конце года), поэтому компании не видят нужды в обновлении компьютеров.

В то же время Compaq, IBM и Hewlett-Packard надеются исправить положение благодаря программам дистрибуции через специализированным каналам, одновременно продолжая продажи через реселлеров.

Изготовление аппаратуры на заказ, организация каналов дистрибуции и своевременный учет товарных запасов  -  все это вместе довольно сложная задача. HP и Compaq набили себе здесь немало шишек, поскольку товарная инвентаризация отняла у них гораздо больше времени, чем они рассчитывали,  -  соответственно пять и восемь недель.

Залеживание товаров влечет неприятные последствия, на что указывает Майк Стеффан, президент и генеральный менеджер по вопросам дистрибуции и торговых операций корпорации Inacom (Омаха, шт. Небраска): “Процессоры Intel дешевеют в среднем на 1% в неделю, а в последнее время  -  уже на 2%. И если наличный товар валяется на складе, то он не просто не продается  -  он, по существу, гниет”.

Официальные лица Compaq и IBM отказались от комментариев по поводу этой ситуации.