Поставщики сетевых ОС уже наметили пути перехода к поддержке 64-разрядной архитектуры

Майкл Суркан (PC Week Labs)

Производители сетевых ОС намерены определиться с использованием в своих системах 64-разрядного процессора нового поколения корпорации Intel, имеющего кодовое наименование Merced, задолго до того, как этот продукт увидит свет.

Разговоры о необходимости преодоления ограничения объема оперативной памяти четырьмя гигабайтами, обусловленного 32-разрядной адресацией, могут показаться некоторым сетевым администраторам пустой болтовней, но стоимость устройств памяти продолжает падать, и для многих современных мощных многопроцессорных машин оснащение гигабайтным ОЗУ стало обычным делом. Кроме того, взрывоподобный рост числа Web-узлов и БД, питающих их данными, уже сегодня приводит к возникновению массового спроса на память с объемом, превышающим четырехгигабайтный лимит большинства ПК-серверов.

Вспомните, как в 1984 г. нам было трудно даже представить, что объем ОЗУ 640 Кб компьютера IBM PC когда-нибудь окажется недостаточным. Так что проблемы работы с мультигигабайтными конфигурациями ОЗУ встанут перед многими компаниями раньше, чем они думают.

Хотя поставщики серверов и рабочих станций уже достаточно давно работают над переводом своих продуктов в 64-разрядный мир, только корпорация Digital Equipment и фирма Silicon Graphics смогли к сегодняшнему дню завершить этот процесс - как для аппаратуры, так и для ОС. Фирма Sun Microsystems, начавшая изготовление 64-разрядных UltraSPARC-компьютеров уже почти два года назад, выпустит соответствующую версию ОС Solaris только в конце этого года.    

Всему свое время

Пока что совершенно нет ясности, когда именно корпорация Microsoft и фирма Novell начнут поставки 64-разрядных сетевых ОС, хотя обе компании обещают сделать это одновременно с выходом Merced. В любом случае первые 64-разрядные версии Windows NT и NetWare вряд ли появятся раньше конца 1999 г. Причина этого отчасти в том, что ПК на базе Merced, вероятно, тоже станут доступны не раньше этого срока.

Кроме того, отнюдь не всем понадобится переходить на 64-разрядные вычисления сразу, как только это станет возможно. Например, текстовый процессор, прекрасно работающий на ПК с ОЗУ менее 100 Мб, не получит никаких преимуществ от добавления 4 - 5 Гб оперативной памяти. В существенном выигрыше окажутся СУБД и Web-серверы, способные использовать всю доступную им память до последнего байта.

Некоторые из производителей сетевых ОС планируют переход на 64-разрядные разработки постепенно. Например, последняя версия ОС Solaris 2.6 поддерживает файлы размером до 1 Тб (32-разрядные ОС ограничены размером файлов в 2 Гб) и способна обращаться к памяти за пределами 4 Гб. Каждое отдельное приложение, однако, может использовать не более 4 Гб ОЗУ.

Сторонние поставщики приложений уже внедрили собственные 64-разрядные технологии непосредственно в свои приложения для Solaris. Корпорация Oracle, например, разработала технологию большой виртуальной памяти для того, чтобы ее СУБД могла полностью использовать 64-разрядную адресацию памяти машин UltraSPARC.

На пути следования в 64-разрядную вселенную, намеченном Microsoft, предусмотрено еще больше промежуточных остановок. В Windows NT 5.0 появилась новая файловая система NT File System для больших файлов, кроме того, она содержит специальные новые интерфейсы прикладного программирования API для поддержки приложениями 30 Гб ОЗУ.

Однако, даже если ПО специально написано для использования дополнительных 26 Гб памяти, NT 5.0 не поддерживает подлинно 64-разрядной схемы адресации памяти. Вместо этого Windows NT 5.0 будет применять сложную буферизацию и различные обходные маневры для того, чтобы ОС - на самом деле 32-разрядная - могла задействовать дополнительную память. Действительный выигрыш от увеличения памяти до 30 Гб в Windows NT получат системы Alpha корпорации Digital, ныне единственные 64-разрядные компьютеры, в которых может работать NT.

В противоположность этому 64-разрядные редакции Unix потребуют гораздо меньше специальной настройки. В сущности, все, что будет нужно для преобразования 32-разрядного Unix-приложения в 64-разрядное, - это перекомпилировать его.

Silicon Graphics полностью порвала со своим 32-разрядным продуктом, требуя перекомпиляции всех программ для выполнения на новой 64-разрядной платформе, а вот Sun и Microsoft планируют поддерживать двоичную совместимость, что сделает возможным запуск 32-разрядных программ в неизменном виде под управлением 64-разрядной ОС (нечто подобное уже делает Digital Unix). Такие приложения, однако, не смогут использовать 64-разрядную адресацию.