Индустрия “1С” развивается вширь и вглубь

 

Андрей Колесов

 

“Желтые” в городе!

Шестого июня, уже под вечер, в аэропорту Анталии (Турция) приземлился авиалайнер “Ил-86”, из которого вышло 350 человек в форменных желтых футболках и кепках. Просочившись через пограничный контроль, они оперативно расселись по ожидавшим их автобусам. Незаметно проскочив по стратегической дороге мимо стоявшего на ближнем рейде американского авианосца, колонна через сорок минут въехала в небольшой городок Кемер и остановилась у отеля “Marine”. Здание гостиницы было оккупировано за считанные минуты, и над ним взвился желто-красный флаг.

В течение трех дней в двух конференц-залах шли интенсивные занятия по теоретической подготовке под руководством опытных инструкторов и обсуждение планов дальнейших действий. А ближе к вечеру отдельными группами “желтые” делали вылазки в ближние окрестности побережья и в центр городка. Но несмотря на использование ими маскировочных средств, местные жители довольно легко отличали их от обычных туристов по желтизне, уже давно въевшейся в их натуру.

Последующие три дня отрабатывались самостоятельные действия десантных команд на незнакомой территории в радиусе до 300 км - “желтых” можно было увидеть осматривающими античные памятники архитектуры, бродящими в Анталии по улочкам старого города, купающимися в термальных источниках Помуккале, путешествующими на джипах в горах, сплавляющимися по бурной реке Кепрюлу... 13 июля так же незаметно они сели в автобусы, доехали до аэропорта (авианосец к тому времени счел за лучшее убраться восвояси) и улетели в северном направлении.

Очередной летний семинар партнеров фирмы “1С” завершил свою работу.    

“1С:сообщество партнеров”

Фирма “1С” не обделена вниманием прессы и имеет весьма высокий рейтинг среди компьютерных компаний. Однако порой за сообщениями о выпуске новых продуктов или проведении маркетинговых акций как-то теряется истинный масштаб ее деятельности и уникальный опыт работы на массовом рынке.

Годовые объемы продаж фирмы “1С”

По приведенным на последнем семинаре данным, фирма вышла на объем ежемесячных продаж в 2 млн. долл., продемонстрировав впечатляющую динамику роста бизнеса за все годы своей работы. Последние исследования компании “Ламинфо” свидетельствуют о том, что “1С” имеет рекордную для отечественной индустрии выработку на одного сотрудника (в штате фирмы сегодня насчитывается 140 человек).

Однако главное даже не это. С самого начала своей работы “1С” сделала ставку на создание индустриального механизма продвижения продукции (от разработки до внедрения). В результате за эти годы она сформировала такое сообщество партнеров фирмы, что сегодня можно с полным основанием говорить о новом секторе компьютерного рынка - “индустрии “1С”.

Дискуссии продолжались и в кулуарах

Цифры - 1600 действующих дилеров, рост средней разовой закупки за год с 550 до 710 долл. - не полностью раскрывают суть политики “1С”. При постоянном расширении сети партнеров главный упор делается на ее качественный рост и развитие системы сертифицированных фирм-франчайзи (сегодня их 800), которые оказывают комплексные услуги по автоматизации деятельности предприятий на основе продуктов “1С” и работают под ее торговой маркой*1. Это сообщество характеризуется устойчивыми деловыми взаимосвязями, причем не только по схеме производитель Ю дилер, но и в обратном направлении, а также между самими партнерами.

-----

* Руководство “1С” широко не афиширует тот факт, что фирма имеет также несколько дочерних компаний.

Важную роль в формировании индустрии “1С” играют партнерские семинары, имеющие многолетнюю историю. Точнее, следует говорить о регулярных ежеквартальных сессиях постоянно действующего семинара, собирающих от 300 до 600 представителей партнеров. Не менее впечатляющими являются и единые всероссийские семинары для конечных пользователей, которые проводят сами партнеры два раза в год.    

Подготовка специалистов

Особое внимание “1С” уделяет системе подготовки и сертификации специалистов по собственным продуктам и технологиям. За последний год число сертифицированных разработчиков и внедренцев возросло в два раза и составило около 1600 человек. Одновременно расширяется система обучения конечных пользователей, для которых издаются методические материалы. Светлана Диго, отвечающая за это направление работы фирмы, рассказала, что сегодня в 160 городах страны действует 450 авторизованных учебных центров “1С”, ежедневно обучение в них проходит примерно 60 тысяч слушателей. Приблизительный расчет показывает, что только этот вид бизнеса приносит партнерам “1С” 6 - 10 млн. долл. в год *2.

-----

*2 Похоже, этот сегмент подготовки специалистов остался незамеченным в исследовании IDC/Россия, в котором отечественный рынок ИТ-обучения был оценен в 34 млн. долл. (PC Week/RE, № 13/98, с. 12).

Курсы по технологиям “1С” читаются также в 250 учебных заведениях, имеющих скидки на продукты фирмы до 75%. Ключевой тезис компании на семинаре звучал так: “Чему студентов учат, на том они и работают”. В ближайших планах фирмы - создание собственной системы единой сертификации конечных пользователей, в том числе и в вузах.    

Статистика - основа планирования

Во вступительном докладе директора “1С” Бориса Нуралиева прозвучала оценка (со ссылкой на независимые маркетинговые исследования) российского ИТ-рынка - 4 - 5 млрд. долл. в год, причем на сегмент ПО приходится около 1 млрд. долл., из которых 800 млн. - на экономические программы. По его собственным оценкам, объем индустрии “1С” составил в прошедшем году примерно 100 млн. долл. Такая величина представляется вполне обоснованной, если учесть, что только объем продаж продуктов “1С” партнерами фирмы - около 25 млн. долл. (с учетом дилерских скидок), а также то, что, по данным “1С”, стоимость самой “коробки” для франчайзи составляет всего 12% от общей цены ее внедрения у клиента. Кстати, признаком стабильного развития “индустрии “1С” является то, что совокупная стоимость внедренческих работ растет опережающими темпами по сравнению с доходами фирмы от продажи ПО.

Мероприятия “1С” всегда поражают обилием представляемой детальной информации о бизнесе самой фирмы и партнерского сообщества. Некоторые наши журналисты порой иронизируют по поводу “человека, не расстающегося с ноутбуком”, но создается впечатление, что Борис Нуралиев знает о состоянии дел в компании из отчетов самое большее недельной давности. Если учесть, что эта информация собирается и регулярно представляется на протяжении нескольких лет, то становится понятна ее ценность не только для бизнеса “1С”, но и всей компьютерной индустрии страны. Оценка текущего момента и прогноз развития ситуации на рынке - всегда наиболее интересные элементы партнерских семинаров “1С”.

На фоне этого нерасторопность при сборе статистических данных на наших различных компьютерных мероприятиях, таинственность вокруг подобных данных (или их отстуствия?) выглядят просто удивительными. Ведь только открытость делает бизнес компании понятным и предсказуемым для партнеров и дает ей право претендовать на лидерство в компьютерном сообществе.    

“1С:Предприятие” 7.5 выходит на проектную мощность

Летний семинар “1С” традиционно посвящен проблемам франчайзинга и продвижения продуктов экономического направления. Идея развития системы партнеров-внедренцев вплотную связана с переходом на выпуск продуктов семейства “1С:Предприятие”, первая бета-версия которых была представлена ровно два года назад.

Развитие продуктов семейства “1С:Предприятие”

Использованная в основе этого семейства собственная технология программных компонентов V7 (мы уже неоднократно писали об этом в PC Week/RE) предоставляет партнерам широкие возможности по их адаптации и расширению функциональности для конкретных заказчиков. Сегодня существует уже около 30 продуктов, сделанных на основе трех базовых компонентов - “Оперативный учет”, “Расчет” и “Бухгалтерский учет”. В последнее время большое внимание уделяется выпуску клиент-серверных программ для SQL (см. PC Week/RE, № 21/98, с. 47), объединенных конфигурацией “1С: Торговля” комплексного назначения и пакета “1С:Бухгалтерия” 7.5.

По словам Бориса Нуралиева, реализация проекта “1С:Предприятие” выходит на планируемую мощность. Любопытно, что бухгалтерская программа появилась самой последней в этом ряду продуктов и теперь должна сменить бестселлер последних лет - ”1С:Бухгалтерию” 6.0.

Стратегически появление проекта “1С:Предприятие” означает переход от решения локальных бухгалтерских задач к вопросам комплексной автоматизации достаточно широкого спектра организаций. Наиболее крупные партнеры фирмы уже успешно продвигают продукты “1С” среди средних и крупных заказчиков (PC Week/ RE, № 23/98, с. 46). Сейчас же, с выходом SQL-версии (а осенью и распределенной), очевидно, что число партнеров “1C”, желающих закрепиться на этом рынке, будет расти.

Распределение по видам продукции объемов

продаж фирмы “1С” (по данным на май 1998 г.)

Несколько докладов об использовании новых продуктов сделал руководитель подразделения разработчиков “1С” Сергей Нуралиев. В частности, он привел методические рекомендации по конфигурированию и администрированию продуктов “1С:Предприятие”. Однако при создании сложных систем все большее значение приобретает обмен опытом работы всех партнеров, и поэтому для их выступлений был отведен целый день. Примечательно, что партнеры (особо отметим компании “1С:Рарус” и “ИКС”) рассказывали не только о конкретных примерах реализации систем, но сделали доклады об общих принципах построения клиент-серверных решений, о методике постановки задач автоматизации, вопросах управления персоналом и пр. Со своей стороны фирма “1С” подготовила к семинару первый выпуск брошюры с описанием внедренных партнерами решений на базе продукта “1С:Предприятие”.

Сергей Нуралиев объясняет суть компонентной

программной модели продуктов “1С:Торговля”

Борис Нуралиев, понимая общую тенденцию “покрупнения” интересов партнеров, в своих выступлениях постоянно подтверждал, что фундаментом бизнеса фирмы является массовый рынок и что нельзя оставлять, в частности, сегмент дешевых программ. Он призывал своих партнеров, переходящих к крупным проектам, не поддаваться иллюзиям высокой доходности корпоративного рынка, подчеркивая его нестабильность и “внеэкономические правила игры”.

В то же время было заметно, что многие фирмы-партнеры, среди них и региональные, реально уже вышли на уровень комплексных систем, создание которых в рамках только технологий “1С” проблематично. Поэтому с их стороны были слышны пожелания рассматривать на семинарах методические вопросы реализации решений с использованием технологий третьих фирм.    

Формирование сообщества “1С:Мультимедиа”

Впервые в программе летнего семинара появилась секция “1С:Мультимедиа”. Доля этого направления в работе фирмы пока не очень велика, но развивается оно весьма динамично и является, по мнению руководства фирмы, очень перспективным. За один год выполнения программы по созданию ассоциации магазинов, работающих в сфере розничных продаж для домашних пользователей, к ней присоединились уже 170 торговых точек в 67 городах бывшего СССР. Новая торговая сеть строится по уже отработанной франчайзинговой схеме.

Секция, заседания которой вел куратор данного направления Юрий Мирошников, отличалась деловым подходом к решению практических задач сообщества: обзоры общей ситуации на рынке, стратегия и тактика продвижения мультимедийных продуктов, представление новых пакетов, рассказы о перспективных планах, сообщения по обмену опытом и пр. Весьма характерным было очень конкретное обсуждение вопросов борьбы с пиратством: представители “1С” предложили слушателям детальную инструкцию по работе с официальными органами, причастными к этой проблеме, вплоть до образцов заполнения необходимых документов.    

Что дальше

Не хотелось бы, чтобы у читателей этих заметок возникло впечатление, что бизнес “1C” развивается вообще без проблем. На семинаре вспоминали о прошлогоднем кризисе нехватки мощностей для производства коробок, о вопросах демпинга, внутренней конкуренции, о нежелании работать с дешевыми продуктами, проблемах управления персоналом и пр. Однако все это представляется не критическими, а чисто рабочими вопросами, которые достаточно успешно решаются в рамках отлаженного механизма управления внутри сообщества партнеров “1С”.

Телефон компании “1С”: (095) 737-9257.