Электронная коммерция

Как создать простой в управлении прилавок магазина

Джим Рапоза (PC Week Labs)

Организационный опыт электронной коммерции корпорации Eicotech (Бостон) наверняка пригодится компаниям, уже хлебнувшим трудностей в ведении бизнеса через Web, а также тем, кто хотел бы создать, при минимуме требований, простой в управлении прилавок магазина, переложив основную часть ответственности за инфраструктуру и поддержку на хост-провайдера.

У первого Web-узла и онлайнового магазина Eicotech был один серьезный недостаток: даже те немногие возможности управления, которыми они располагали, было весьма не просто использовать.

Однако после того, как Eicotech прибегла к помощи консультанта по Web-дизайну фирмы Beacon Interactive Systems LLS (Кеймбридж, шт. Массачусетс), которая с помощью продуктов Domino и Domino.Merchant корпорации Lotus Development переделала ее узел www.enterthezone.com, управление стало одной из самых сильных сторон узла. Eicotech теперь может легко управлять своим узлом и обновлять его, не нуждаясь в составлении HTML-кодов.

Главной на узле Eicotech под названием The Zona Files является информация о системе здорового питания Zona, предоставляемая пользователям Zona наряду с подпиской на информацию и обсуждением диеты. При всей важности онлайновой торговли она - лишь вторая по значению задача узла.

В отличие от крупных и хорошо оснащенных узлов электронной коммерции, зачастую предоставляющих огромный выбор продуктов, The Zona Files предлагает относительно небольшое число позиций с четко определенным назначением.

Узел размещен не в стенах Eicotech, а на сервере хост-провайдера, что также типично для более простых (хотя и не всегда в той же степени специализированных) онлайновых магазинов. Такой способ идеально подходит для начинающих, поскольку этот вариант электронного бизнеса не требует ни специального оборудования, ни обслуживающего персонала узла, ни прямого соединения с Internet. Однако при том, что The Zona Files оснащен всеми средствами онлайновой торговли, в нем нет развитой системы индивидуального обслуживания покупателей, имеющейся на более совершенных узлах.

За день на узле бывает от 80 000 до 150 000 посетителей, причем он еженедельно обновляется. Управление узлом в основном лежит на плечах Линн Сирз, редакционного руководителя и выпускающего редактора The Zona Files. У Сирз, долгое время работавшей редактором газеты, раньше не было опыта обращения с Lotus Notes, равно как и собственных Web-разработок. “Я не знакома с HTML и не желаю его знать”, - говорит она.

“Первый вариант Web-узла Zona, созданный и поддерживаемый хост-компанией, был довольно-таки неплох, и благодаря ему мы встали на ноги”, - замечает Сирз. Однако его слабой стороной были сложности администрирования. Для решения таких задач, как добавление новой информации, Сирз приходилось открывать в своем браузере административную страницу и переносить информацию в нужные поля методом вырезания и вставки. Кроме того, она не могла вносить изменения в архивные документы.

Воспользовавшись для переработки узла услугами Beacon, Eicotech сохранила его первоначальный вид и композицию, но сделала его легко обновляемым для неискушенного в технике администратора. Представители Тестового центра PC Week Labs, посетившие Eicotech вместе с технологическим руководителем Beacon М. Л. Мэкки, могли воочию убедиться, что главной стороной обновленного узла стала простота администрирования.

Магазин Zone с возможностями для расширения

Учитывая, что исходный вариант узла в визуальном плане был довольно неплохим, Beacon сосредоточила внимание на том, что находится за внешним фасадом. “Прежний узел напоминал декорации старинных вестернов: вереница построек на переднем плане, за которыми ничего не было”, - говорит Мэкки.

В первоначальном виде онлайновый магазин Zona Store управлялся отдельно от других компонентов узла. Сирз должна была выходить из главного административного интерфейса и затем переключаться на совсем другой управляющий интерфейс самого магазина. Beacon сумела централизовать торговые функции узла с помощью Domino.Merchant. Поскольку Beacon переделала главный узел, используя сервер Domino, это позволило применить те же самые средства администрирования и в Domino.Merchant. Теперь Сирз может с помощью Web-браузера или клиента Notes управлять узлом как целым организмом и при необходимости вносить изменения в любую его часть.

Все изменения Сирз делает у себя на месте, а затем просто дублирует базы данных Notes на сервере. “Это позволяет мне пользоваться своей локальной базой данных так, как будто она находится на сервере”, - говорит она.

Она управляет компонентом узла Store, внося туда изменения или добавляя новые позиции, с помощью Navigator корпорации Netscape Communications. Редактировать все элементы содержимого страницы можно непосредственно.

По словам Мэкки, Beacon использовала Domino.Merchant только для тех частей Store, которые связаны с обработкой заказов и созданием онлайнового прилавка, и туда нужно входить лишь при необходимости изменений. В основном The Zona Store скомпонован на базе шаблонов Domino.Merchant. Когда посетитель магазина покупает продукт, он получает онлайновую квитанцию, с указанием идентификационного кода, общей стоимости и формы доставки товара.    

Где кончаются высокие технологии

Недостаточный технологический уровень нынешнего состояния узла наиболее ясно ощущается в области обработки заказов. Служащий Eicotech просматривает список заказов и затем вручную вводит их в главную базу данных заказов, хотя Store можно было бы связать с заказами напрямую. В то же время, замечает Мэкки, если компания решит непосредственно соединить Store с внутренней базой данных (а это, со слов Сирз, одна из целей Eicotech), то все необходимое у них под рукой.

“У нас есть все необходимые для этого поля, и основная часть нужной информации уже хранится в базе данных Domino, которая совместима с Open Database Connectivity”, - сообщает Мэкки.

Хотя хост-провайдер узла фирма Digex (Белтсвилль, шт. Мэриленд) предоставила Eicotech некоторые средства анализа протоколов событий, уровень их возможностей недостаточно высок.

На сегодня узел состоит из 14 баз данных Notes, а для управления узлом и магазином используются клиент Notes 4.5.2 и браузер. Eicotech арендует у Digex систему, на базе которой функционирует узел Zone. Она оснащена 200 МГц процессором 800R корпорации Compaq Computer, 128 Мб ОЗУ и 4,3 Гб жестким диском.