Андрей Колесов

Снисходительную усмешку многих финансовых экспертов вызвало в начале 1993 г. заявление тогдашнего президента Microsoft Билла Гейтса. Он сообщил, что ставит перед своей компанией, оборот которой тогда составлял 2,8 млрд. долл., цель - добиться к концу 1998 г. уровня продаж в 8 млрд. долл. 1998 финансовый год Microsoft закончился 30 июня, и сейчас можно констатировать, что реальность превзошла полет фантазии мечтателя из Редмонда (см. таблицу).

По предварительным данным, опубликованным корпорацией, за прошедший год общий объем продаж составил 14,48 млрд. долл., прибыль- 4,49 млрд. долл. Хотя темпы роста этих показателей несколько снизились за последние два года, они тем не менее продолжают оставаться весьма высокими для компаний подобного масштаба. По прибыли детище Билла Гейтса вплотную приблизилось к гроссмейстерской отметке в 5 млрд. долл., которую на 1 января 1998 г. преодолели в США лишь General Electric, Exxon, Intel и IBM.

Высокий рыночный рейтинг Microsoft отражается в таком объективном показателе, как рыночная капитализация (суммарная стоимость акций). Здесь корпорация еще год назад закрепилась на втором месте в американской табели о рангах. А в июле нынешнего года “цена” Microsoft равнялась 265 млрд. долл., что всего на 36 млрд. долл. меньше, чем у бесспорного лидера последних лет General Electric (еще полгода назад эти показатели двух компаний составляли соответственно 156 и 240 млрд. долл.).

Успешные финансовые показатели Microsoft выглядят тем более впечатляюще на фоне не очень-то удачного последнего полугодия ее верного соратника по альянсу Wintel. Кстати, в последнем квартале текущего календарного года Microsoft впервые обошла Intel по полученной прибыли за три месяца- 1,36 млрд. долл. (Intel- 1,2 млрд. долл.).

Некоторое снижение темпов роста в прошедшем финансовом году (в том числе в последнем его полугодии) легко объясняется обычным затишьем на рынке перед выходом новой версии настольной ОС (Windows 98) и сопутствующих ей прикладных пакетов, которые продолжают оставаться ключевыми продуктами Microsoft. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 1995 финансовом году, перед выпуском Windows 95. Следует также иметь в виду весьма существенные затраты корпорации (в виде, например, бесплатных программ) на преодоление отставания в сфере Internet из-за стратегических ошибок, допущенных в 1995 г.

Впрочем, за последние годы Microsoft серьезно усилила свои позиции на корпоративном рынке, где она предлагает огромный спектр продуктов семейства BackOffice. По данным фирмы Computer Intelligence, инсталлированная база Windows NT Workstation составляет сегодня 15 млн. единиц, а число установленных серверов NT Server в компаниях из списка Fortune 1000 возросло на 200% за последние 12 месяцев. Весьма успешная динамика наблюдается и по MS Exchange и SQL Server.

Представители московского отделения Microsoft сообщили, что окончательные итоги деятельности корпорации, в том числе и по подведомственному им региону (СНГ без Украины и Молдавии), будут объявлены, как обычно, в начале сентября. Однако различные косвенные данные говорят о достаточно успешных результатах работы корпорации в нашей стране в прошедшем году. В частности, по неофициальным сведениям объем продаж продуктов Microsoft в России (без учета OEM-поставок) составил за этот период около 25 млн. долл. против 18,6 млн. долл. в 1997 финансовом году.

Финансовые результаты деятельности Microsoft за последние пять лет