М. В.

Различие в позициях США и стран Старого Света относительно дальнейшего развития Internet, а также роли и уровня участия государства в этом процессе в очередной раз проявилось на прошедшем в Женеве конгрессе INET’98, посвященном этим вопросам. Особо острая полемика вспыхнула по поводу охраны частной информации, которую каждый пользователь Сети в большем или меньшем объеме вынужден делать открытой. По мнению консультанта президента Клинтона, госорганам следует воздержаться от попыток ввода здесь указов и законов: “Правительство не должно предписывать каждому провайдеру, что он должен делать”. Говоря о существующих в Европе порядках (в частности, законах о защите данных), представитель США предупредил об опасности порождения “общества тотального контроля”, в котором правительство играет роль Большого Брата. По его мнению, пользователь онлайновых услуг имеет право сам решать, в какой степени он готов открыть свои персональные данные. Провайдеры, со своей стороны, обязаны давать каждому клиенту исчерпывающие разъяснения, с какими целями будет использована эта информация. Соглашения же о порядке и правилах охраны данных могут быть выработаны на уровне частных договоренностей и уже потом приняты Internet-провайдерами. Такой же подход применим и к решению традиционно болезненного вопроса о распространении в Сети материалов, “наносящих ущерб общественному сознанию”: государство все равно не сможет помешать детям рассматривать фотографии обнаженных людей или даже порнографические картинки в Internet; это - прямая обязанность родителей, которым, в свою очередь, должно быть предоставлено необходимое ПО для отсеивания страниц с неприемлемым содержанием.

Совершенно иначе данная ситуация смотрится с другой стороны океана: Европейский Союз придерживается мнения, что определенное госрегулирование должно иметь место, особенно в вопросах безопасности данных, которые не могут быть переданы на усмотрение провайдеров. Правда, как осуществить это регулирование в мировых масштабах - понять трудно: если европеец передает свои личные данные по онлайновому запросу американского предприятия, он уже не может рассчитывать, что с этой информацией будут обращаться в соответствии с принятыми в его стране законами и не перепродадут ее, скажем, третьим фирмам, которые засыплют его непрошенными рекламными сообщениями, электронными письмами и прочими прелестями “агрессивного маркетинга”. И многочисленные законоположения, охраняющие права и покой европейского потребителя в пределах его родины, окажутся бессильными на новом рынке, не признающим границ и барьеров.