Проекты

Елена Монахова

Кризис лишь подтверждает, что розничная торговля предметами первой необходимости - наиболее живучий сектор любой экономики, ведь кушать хочется каждый день. Основополагающую роль розничной торговли отмечал еще Карл Маркс, утверждая, что при становлении любой экономики сначала оживает торговля, затем на ее базе формируется банковский капитал, а уж потом развивается промышленность. Именно в этом сегменте легче всего вычислить коэффициент благополучия (или отчаяния) населения - по возрастанию или спаду покупательской способности.

Дилетантам кажется, что организовать работу магазина совсем несложно. А вот профессионалы утверждают, что эта задачка - посложнее управления космическим аппаратом, особенно если разговор идет о многопрофильных супермаркетах. “Судите сами, - говорит выходец из ВПК, в прошлом главный конструктор стратегических изделий Вадим Шишов, ныне президент гильдии директоров и владельцев торговых предприятий “Русь торговая”, - тоже семь уравнений, только с нестационарными коэффициентами”.

Один из недавних клиентов гильдии - супермаркет “Дом для дома” в Обнинске, которому осенью исполняется два года. Замечателен он тем, что, несмотря на свою региональную природу, даст фору многим московским (подозреваю, что даже и нью-йоркским) магазинам по целому ряду показателей: по качеству обслуживания клиентов, уровню управленческих технологий и технической оснащенности.

Конечно же, голова всему - талантливый, энергичный директор. Достаточно сказать, что на книжной полке Андрея Бурлюка (имеющего, кстати, два образования - техническое и управленческое) обнаружилась потрясающая подборка литературы по торговле - и бестселлер Генри Форда издания 1924 года, и известная книга Ли Якокка “Карьера менеджера”, и литература по технологическому процессу, написанная еще в социалистические времена, и всевозможные справочники по организации и правилам торговли. Не говоря уж о специализированной периодике. Недаром развивается предприятие быстро, постигнув за два года всю управленческую “арифметику”, “алгебру”, и даже “высшую математику”.

Автоматизация вглубь и вширь

С чего начинается автоматизация торговой точки? По мнению представителей гильдии “Русь торговая”, с визитной карточки магазина, обращенной к покупателю, - т. е. с ценника. Когда в магазине товар исчисляется десятками тысяч наименований (в супермаркете “Дом для дома” их более 16 тысяч), печать ценников приобретает особое значение - руками-то их просто не напишешь (разыгравшийся кризис наглядно продемонстрировал преимущество автоматизации этого процесса). Все цены при поступлении товара заносятся в единую базу данных (это делают четыре оператора на фазе приема товара) и потому быстро напечатать новый ценник никакого труда не составляет, хотя товар обновляется каждую неделю.

Вся информация с электронных касс в торговых залах, компьютера администратора, кассы в кафе стекается на сервер управления технологическим процессом (Gestori for Unix фирмы FIT), где производится ее обработка и откуда она передается в другие модули (например, в бухгалтерскую систему “Парус”). Оперативное управление супермаркетом осуществляет другой сервер на базе Windows NT. (Особо подчеркну, что положительный эффект от автоматизации на любом предприятии возможен лишь при комплексном подходе, когда она охватывает все ключевые участки.)

Приведу некоторые цифры, связанные с инвестициями в автоматизацию “Дома для дома”. Unix-сервер с прикладным программным комплексом стоил около 75 тыс. долл., примерно столько же ушло на его стыковку с другими компонентами ИС, обучение сотрудников и потери от неправильных действий персонала на первых этапах. Сервер NT с установленным ПО - это порядка 20 тыс. долл. Затраты на ситуационную комнату - около 15 тыс. долл.

Управленческие изюминки

Сегодня директор “Дома для дома” осуществляет мониторинг состояния своего торгового предприятия более чем по 25 параметрам, среди которых - помесячная динамика издержек компании, динамика расходов по подразделениям, динамика группы товаров, приносящих 80% оборота, изменение численности сотрудников и др. (На мой возглас: “Надо же, как много!” Андрей Бурлюк ответил: “Да нет, тут еще многого не хватает”.) Техническим подспорьем для отслеживания и анализа этих параметров стала ситуационная комната, построенная по тем же принципам, что и в дистрибьюторской компании “Русмед” (об использованных в ней идеях Стэффорда Бира мы подробно рассказывали в PC Week/RE, № 22/98, с. 40), работающий прототип которой запущен в эксплуатацию в конце августа.

Каковы ее основные достоинства? Директор супермаркета и Вадим Шишов, консультировавший эти работы, в один голос заявляют, что главное достижение в том, что с помощью ситуационной комнаты топ-менеджерам супермаркета удалось синхронизировать общий метаязык, устранить недопонимание и даже антагонизм между подразделениями. Наглядно представленная на экранах компьютеров информация позволила им объективно оценить деятельность каждого из шести дивизионов, выбрать правильные коэффициенты, перераспределяющие финансовые ресурсы между ними, и вообще принимать экономически целесообразные управленческие решения. Например, удалось найти единый параметр, от которого зависит оценка качества работы всех без исключения отделов, - удовлетворенность покупателя. Он сегодня является точкой отсчета при вычислении всех показателей, определяющих эффективность работы.

Исходными данными для ИС супермаркета служат разные источники: экспертные оценки, финансовые данные из бухгалтерской и торговой систем, учетные данные по движению товаров. Свою основную цель руководство супермаркета и консультанты гильдии видят в том, чтобы со временем создать математическую модель розничного магазина, облегчив тем самым тиражирование наработанного опыта в другие магазины будущей торговой сети. Во всяком случае, к решению этой задачи они уже подошли очень близко.

Что касается дальнейшего развития, то Андрей Бурлюк планирует к концу осени создать интегрированную информационную систему, а в начале будущего года запустить в полном объеме ситуационную комнату (если, конечно, кризис не повлияет непредсказуемым образом на его планы).

В обнинский супермаркет “Дом для дома” можно обратиться по телефону: (08439) 455-99.

Два года назад на пустом месте построили двухэтажное здание и, как говорится, с нуля начали бизнес. Сегодня это самый современный, оборудованный по последнему слову техники магазин в Обнинске, обслуживающий посетителей 24 часа в сутки. Постепенно он превращается в культурный центр - здесь есть два кафе, стоянка для машин, аттракцион для детей. В нем работает 172 человека, в четыре смены (по 12 часов каждая). Цены на товары - средние по городу. Месячный оборот в среднем составляет 3,4 млн. долларов.

Андрей Бурлюк: “В условиях кризиса мы стараемся разделить бедствия с народом - до последнего не поднимаем цены на товары. Поскольку пока непонятно, как в условиях такой гиперинфляции работать со складом, как назначать цены, то мы сейчас предпочитаем возвращать кредиты банкам. Но контроль за торговым процессом мы не потеряли, и паники у нас нет. А недавно появившаяся ситуационная комната позволяет отслеживать изменения оперативно”.

В Обнинске на 110 тыс. жителей приходится около 50 торговых точек. Из них по 24-часовой схеме помимо “Дома для дома” работают еще два магазина. Трудно переоценить влияние “Дома для дома” на всю торговую сеть города. Если поначалу коллеги из других магазинов посмеивались (“смотри, что учудили, ведь прогорят со дня на день”), то теперь приходят перенимать опыт. Ведь нормы прибыли в регионе ниже, чем в Москве, и чтобы сохранять прибыльность, надо работать лучше, чем в столице.

Ситуационная комната - это место, где происходит синхронизация мыслей и действий топ-менеджеров, выработка единого метаязыка. Она сплачивает сотрудников, повышает их взаимопонимание, а также позволяет каждому руководителю видеть всю картину целиком. Стратегические и тактические решения выверяются здесь так же тщательно, как когда-то на совещаниях у главных конструкторов в ВПК.

Кассы, где установлены POS-терминалы Omron и считыватели штрих-кодов, никогда не собирают около себя более пяти человек. В кибернетическое хозяйство входят также электронные весы, автоматически открывающиеся двери, охранное оборудование. Вскоре должны появиться и счетчики посетителей. В целом по технической оснащенности обнинский супермаркет не отличается от “продвинутых” западных, а кое в чем их однозначно превосходит.

Везде, где можно, ручной труд автоматизирован. Считыватель штрих-кодов до минимума снижает вероятность ошибки при расчетах с покупателем, ускоряет работу оператора и делает совершенно безболезненной и быстрой инвентаризацию магазина. Сильно упрощается прием товара - информация сразу заносится в единую базу данных, встроенную в торговую информационную систему, и все ценовые изменения отслеживаются уже в ней.

 

Сетевое хозяйство супермаркета сразу было поставлено на правильную основу. Все компьютеры магазина объединены двухранговой локальной сетью, за работоспособностью и развитием которой следит инженерный дивизион. Фундаментальный подход к автоматизации позволит сохранить вложенные инвестиции при последующем создании сети магазинов.

В информационной системе магазина два сервера: на одном - на базе SCO Unix - собирается информация по всему торговому процессу (за это отвечает программный комплекс Gestori фирмы FIT и встроенная в него база данных Progress), другой (на базе MS Windows NT) предназначен для управления супермаркетом. На нем установлен MS Back Office. Существуют конверторы, с помощью которых осуществляется корректный обмен данными между серверами. Менеджеры супермаркета активно используют MS Exchange, MS Project, диаграммы IDEF, пакеты финансового управления и много других полезных программ.