Новые ориентиры рынка банковского ПО

Кризис финансовой системы России заставляет переосмысливать и перестраивать банковский бизнес в соответствии с приоритетами общего экономического развития страны. Задача не из легких, и касается она не только банков. Неизменными партнерами последних являются фирмы - разработчики финансового программного обеспечения (ПО). В условиях кризиса и те и другие решают задачи на выживание, многие из которых требуют неформального и согласованного подхода. Компания “Програмбанк” даже разработала специальную “Программу комплексной поддержки коммерческих банков в условиях кризиса”. О том, как живет и действует фирма в этот период, корреспонденту PC Week/RE Наталье Шестопаловой рассказал генеральный директор “Програмбанка” Евгений Хохлов.

Генеральный директор компании

“Програмбанк” Евгений Хохлов

PC Week: Какая часть банков - клиентов вашей компании дееспособна на настоящий момент?

Евгений Хохлов: По предварительным оценкам, 80% наших клиентов сохранили платежеспособность. Не платить за обслуживание ПО можно только в том случае, если клиента уже не пугает несвоевременное предоставление отчетности в ЦБ или недостаточное ее качество. Сейчас же ЦБ строго относится к несдаче отчетности, это может быть основанием для отзыва лицензии. Поэтому только банк, близкий к банкротству, позволяет себе не платить нам.

PC Week: Как строились ваши отношения с клиентами в этот тяжелый период?

Е. Х.: По-разному. Для каждой конкретной ситуации мы разрабатывали индивидуальные финансовые схемы, например открывали свои текущие счета в банках, терпящих бедствие, что позволяло им не сокращать объема корреспондентского счета. Мы сохраняем консультационное обслуживание для тех, кто по понятным нам причинам задерживает платежи. Кризис заставил нас сделать взаимоотношения с банками не столько жесткими, сколько жестко регламентированными. Это касается перечня и порядка предоставления нами услуг. То, что раньше подразумевалось по умолчанию, прощалось друг другу в каких-то ситуациях, сейчас не проходит. Зато и банкам теперь стало понятнее, за что они нам платят, они увидели, что мы делаем для них гораздо больше, чем они считали. Все мы, попав в кризис, вынуждены заниматься повышением эффективности бизнеса, в том числе сокращением расходов.

PC Week: За счет чего проводится это сокращение?

Е. Х.: Прежде всего мы гораздо жестче начали считать реальную нагрузку сотрудников, что позволило провести сокращение штатов, в первую очередь тех, кто был взят в расчете на перспективу. Рынок труда сейчас таков, что при необходимости для нас не составит проблемы набрать специалистов и более высокой квалификации. Кроме того, мы вынуждены были сократить и производственные подразделения, перераспределив нагрузку среди оставшихся. Реально уволено около 5% сотрудников, примерно 20% отправлено в неоплачиваемый отпуск и часть (около 5%) переведена на неполную рабочую неделю. Зарплата в рублях сохранена по августовскому курсу доллара, что соответствует падению уровня жизни примерно на 80%.

PC Week: Как обстоят дела в вашей совместной компании “Диасофт+Програмбанк”?

Е. Х.: В начале сентября мы вынуждены были объявить о ее переводе на полную текущую самоокупаемость не с 1 января, как планировалось ранее, а с 1 октября. Это заставило ее руководство задуматься о существующих “жировых отложениях”, хотя запас компании по платежам, обеспеченным по договорным обязательствам с продаж “Афины”, должен позволить им устойчиво функционировать до января.

PC Week: Крушение финансовой пирамиды, основанной на ГКО, жесткий контроль ЦБ за операциями на валютном рынке, спекулятивный характер фондовых операций - все это заставит банки искать новые источники заработков. Изменится ли в результате рынок банковских услуг, если да, то как?

Е. Х.: Прежде всего он будет переосмыслен. Ведь до сих пор более 50% банкиров считали банк кредитным учреждением, т. е. главным образом торгующим чужими деньгами. Однако устоявшаяся концепция западных и ряда идущих тем же путем передовых российских банков рассматривает его как организацию, торгующую услугами и зарабатывающую на них свою комиссию. При нынешнем отсутствии направлений высокоприбыльных (и высокорисковых) вложений типа рынка ГКО источниками доходов могут стать расчетно-кассовое обслуживание, рационально организованное и оплачиваемое, обслуживание контрактов, финансовый консалтинг, услуги по доверительному управлению.

Реструктуризация банковского бизнеса, переход от торговли деньгами к торговле услугами неизбежно ставит перед банками вопрос об эффективности предоставления тех или иных услуг. В этих условиях создание своими силами программных средств - дело для банков убыточное, а содержание собственной команды разработчиков противоречит концепции повышения эффективности бизнеса. Теперь, возможно, невыгодным станет и содержание штата автоматизаторов, или группы технической поддержки. На Западе это привело к организации так называемого аутсорсинга - вида услуг, при котором аппаратные средства и ПО, обслуживающие разные учреждения, сосредоточены в одном месте. В этом случае за счет повышения степени использования вычислительных мощностей, качества сопровождения ПО и ряда других преимуществ снижается себестоимость банковских операций и услуг. Схема обслуживания банков на базе аутсорсинга требует проведения расчетов, и мы рассматриваем ее как одну из своих будущих задач.

Телефон компании “Програмбанк”: (095) 918-1103.