Александр Кочнев

Разразившийся финансовый кризис больнее всего ударил по крупным банкам и финансовым компаниям. Его последствия с различной степенью тяжести ощутили все действующие лица на сцене российской экономики. Однако, как ни парадоксально, это “стихийное бедствие” имеет и позитивные стороны, суля потепление инвестиционного климата. Разумеется, значительная часть зарубежных инвесторов напугана повышенным риском. Поэтому те из них, кто ориентировался на получение спекулятивных доходов, выводят свои капиталы и не скоро вернутся в Россию. Те же, кто реализует долговременные стратегические планы проникновения на российский рынок, напротив, получают определенные преимущества. Что касается отечественных банков и финансовых компаний, устоявших под напором кризиса, то для них вложения в отечественное производство становятся приоритетными в отсутствии других финансовых инструментов. Поэтому можно уверенно прогнозировать приток частных инвестиций в реальный сектор экономики. Другим обнадеживающим обстоятельством являются намерения нового Правительства России поддержать отечественное производство.

Значительно хуже обстоит дело с готовностью предприятий к тому, чтобы эффективно использовать благоприятные для них тенденции. Проблема состоит не в отсутствии предложений, а в неумении организовать взаимодействие с потенциальными инвесторами.

На основании опыта работы компании “Про-Инвест Консалтинг” по подготовке предприятий к привлечению инвестиций можно назвать наиболее типичные проблемы, которые необходимо решить отечественному предприятию, чтобы добиться взаимопонимания с инвестором.

Выработка стратегии развития. Прежде всего руководство предприятия должно выработать ясную стратегию развития. Для этого необходимо определить собственное положение на рынке и цели, на достижение которых предполагается направить свои усилия. Цели должны быть четко сформулированы в количественной форме и иметь определенный финансовый эквивалент. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность оценивать эффективность и действенность выбранных стратегий и действий.

Следует заметить, что грамотный выбор подходящих стратегий невозможен без предварительного проведения анализа эффективного маркетинга, позволяющего выявить перспективные и неперспективные товары и рынки.

Разработка обоснованного бизнес-плана. Способ достижения стратегических целей предприятия отражается в документе, называемом бизнес-планом. Главное его назначение - продемонстрировать инвестору квалификацию руководства предприятия, его способность планировать деятельность, учитывать влияние внутренних и внешних факторов, оценивать риски, анализировать эффективность финансовых вложений. Другими словами, инвестору нужна уверенность, что его деньгами распоряжаются высококвалифицированные менеджеры. Таким образом, в случае сомнений бизнес-план может быть аргументом за инвестиции или против них, в зависимости от его качества.

Компания “Про-Инвест Консалтинг” разработала для составления бизнес-плана программный продукт Project Expert, который позволяет смоделировать все стороны деятельности предприятия, рассчитать и проанализировать результаты его финансовой деятельности и подготовить отчет для представления инвестору.

Подготовка конкретного финансового предложения. Для реалистического подхода к подготовке финансового предложения инвестору необходимо иметь адекватную оценку стоимости предприятия, а также учитывать его желание в той или иной мере контролировать деятельность компании. К сожалению, зачастую руководители предприятий ведут себя, как собака на сене: “Умирать буду, а не поделюсь”. Российский руководитель предприятия, как правило, владеет контрольным или значительным пакетом акций и не готов к привлечению инвестиций посредством продажи акций. Между тем в мировой практике даже в развитых странах невозможно найти промышленное предприятие, финансирование которого было бы обеспечено только посредством займов. Все наиболее значимые промышленные корпорации, лидирующие на рынке, котируют свои акции на бирже и считают это величайшим благом.

Проверка должной добросовестности. Прежде чем принять инвестиционное решение, любой профессиональный инвестор должен:

- проверить достоверность представленной финансовой и иной информации;

- найти подтверждение предположениям, заложенным в бизнес-плане;

- убедиться в правильности оформления всех необходимых документов, в том числе на предмет их соответствия действующему законодательству;

- убедиться в том, что руководители компании способны реализовать стратегию и обеспечить достижение поставленных целей.

Представители инвесторов приезжают на предприятие в сопровождении группы специалистов, включая аудиторов, юристов, технологов и бизнес-аналитиков, для того чтобы ознакомиться с предприятием на месте. Данный этап называют проверкой должной добросовестности (Due Diligence).

К сожалению, в процессе проведения проверки должной добросовестности инвесторы сталкиваются с многочисленными проблемами. В большинстве случаев эти проблемы не являются следствием желания руководителей предприятия скрыть или исказить информацию. Как правило, причины значительно проще: низкая эффективность процедур сбора, учета и хранения информации или отсутствие элементарного порядка в документах предприятия. даже имеющаяся на предприятии информация зачастую находится в несистематизированном и разрозненном виде. Следует также принимать во внимание, что после того, как инвесторы приобрели акции предприятия, они должны иметь возможность на регулярной основе или по первому требованию получать исчерпывающую информацию о результатах деятельности предприятия и планах его развития.

Вся необходимая информация должна находится в зоне досягаемости, как говорится, на расстоянии протянутой руки. Во-первых, способность предоставления информации в кратчайшие сроки сама по себе положительно характеризует руководителей предприятия, а также говорит об их открытости и готовности к честному и конструктивному диалогу с инвесторами. Во-вторых, услуги по проверке должной добросовестности достаточно дорогостоящи. Для проведения работ обычно привлекаются высококвалифицированные специалисты, в том числе из иностранных аудиторских и юридических фирм. Качество, доступность и полнота информации помогут управляющим компании значительно сократить время, а следовательно, и стоимость работ.

Александр Кочнев - ведущий консультант компании “Про-Инвест Консалтинг”. К нему можно обратиться по адресу: kochnev@pro-invest.com.