Влад Борисов

Чтобы получить сверхприбыль, нужно изобрести оригинальный маркетинговый ход. Желательно заложить в его основу идею, способную овладеть массами и приобрести фанатичных сторонников. Тогда деньги и успех у вас в кармане. Вся история компьютерного рынка показывает, что появление таких идей происходит с завидной регулярностью. Рынок просто не может без них жить.

Лет пять назад компьютерное сообщество вдруг решило, что в течение двух-трех лет отомрут все сетевые протоколы, кроме “прогрессивного” ATM. Сейчас использовать ATM в локальных сетях по-прежнему дорого, и позволить себе это удовольствие могут немногие, а в глобальных сетях успешно функционируют IP, SDH, Frame Relay, X.25.

Два года назад развернулась истерия по поводу Java и идеи заменить все ПК на сетевые компьютеры. Говорили, что Java вытеснит Си++ и другие языки, подорвет позиции Windows. Результат - Java и NC до сих пор ищут себе место. К ним есть устойчивый интерес, но речь идет только о нишах на рынке.

Здесь любопытна аналогия с западным рынком ценных бумаг. Похожие события на нем случаются чуть ли не ежедневно. Под влиянием ожиданий цена акций резко подскакивает вверх, а затем, когда они не оправдываются, столь же резко падает. Такая ситуация называется хайп (hype).

Мастерство профессионального игрока - в том, чтобы раскрутить ожидания до предела, подогрев их покупкой крупных пакетов, и вовремя скинуть все эти пакеты, прикарманив деньги остальных участников. Спортивный азарт и общий рост экономики приводят к тому, что желающих поиграть на бирже не убавляется.

На компьютерном рынке сейчас тоже хайп: триумфальное шествие операционной системы Linux. Эта ОС мне близка. Год назад я пытался активно популяризировать ее, даже добился применения в редакции PC Week/RE. Но сегодня ее бросились поддерживать крупные фирмы, а стало быть, люди, жаждущие крупных денег. Поэтому хочется понять, чего ждать от Linux в будущем.

Начнем с фактора бесплатности. Дармовщина сама по себе привлекательна, но для серьезных людей главное - это возможность опробовать продукт в реальном деле. В последние годы это осознали многие фирмы. И Microsoft, и Novell распространяют пробные версии своего ПО. Учебные заведения могут свободно получить лицензии на Sun Solaris и SCO UnixWare, возместив лишь себестоимость компакт-диска и его пересылки.

Однако бесплатную Linux непросто администрировать. Приходится “прикупать” дорогого, хорошо знающего дело администратора. Есть, конечно, и другой путь - нанять задешево молодого фанатика этой ОС, все свое время отдающего чтению соответствующих Web-узлов и групп новостей.

Найти такого человека несложно. Многие студенты и школьники с азартом изучают Linux, они же составляют значительную часть пользователей этой ОС. Для многих из них Linux просто игрушка, но другим она дает ощущение приобщения к чему-то большому и великому, в частности к войне с Microsoft. Как и у большинства молодых хакеров, эта деятельность является средством сексуального самовыражения.

Но как поведет себя такой человек на рабочем месте? Не будет ли ваш сервер останавливаться каждые полчаса, когда администратор устанавливает какую-нибудь очередную версию ядра? Думайте сами. Однако при всех издержках увлечение Linux приведет к весьма любопытным результатам. На наших глазах возникает поколение образованных людей, которым чужда Windows, но знакома и близка Unix.

Другие причины популярности Linux: высокая стабильность, множество бесплатного ПО и поддерживаемых сетевых технологий. ОС служит прекрасной основой для организации небольшого Web-сервера, корпоративного шлюза в Интернете, сервера почты, печати и файлов.

Сейчас многие рассчитывают на то, что она станет и самой популярной клиентской платформой. Но, на мой взгляд, этого не случится: Linux слишком сложна в управлении. Для решения данной проблемы сейчас делается много, но, по-моему, недостаточно. Пока большую часть десктопов контролирует корпорация Microsoft, она всегда сможет предложить средства для наиболее оптимального совместного функционирования клиентской и серверной частей. В этом ее главное преимущество.

Не стоит надеяться, что число приверженцев начнет расти как снежный ком. В мире насчитывается несколько сотен миллионов ПК, и лишь менее 10 миллионов (несколько процентов) из них используют Linux, а это мало.

Инвестиции крупных компаний должны способствовать увеличению популярности Linux. Но они также подрывают ее основу. Сообщество линуксоидов - это тусовка энтузиастов, отдающих свободное время написанию бесплатного кода. Продолжат ли они развивать бесплатно распространяемый код, когда рядом кто-то делает на результате их труда немалые деньги? Вероятно, в ныне плотных рядах наступит раскол. Бесплатный софт не перестанут писать полностью: это хороший способ популяризировать себя. Однако темпы его создания замедлятся. Коммерческое же ПО поставляется без исходных кодов. Задумайтесь: если большая часть ПО станет приходить без исходных кодов, чем тогда Linux будет лучше Windows?

Итог: после всякого хайпа наступает протрезвление. Породивший его продукт находит себе место на рынке, но зачастую занимает лишь нишу. Linux - замечательная ОС, но устанавливая ее у себя, не отказывайтесь и от старых, проверенных систем. Относитесь ко всему трезво: пьяный за рулем - источник беды.

Что вы думаете о популярности и перспективах Linux? Пишите по адресу: vladik@pcweek.ru.