ДИСПЛЕИ

Очередной этап “жидкокристаллической” гонки разворачивается в Азии

Алексей Максимов     

Как известно, спрос диктует предложение. Эту истину в очередной раз подтвердили страны Азиатско-Тихоокеанского региона, решительно укрепляющие свои и без того лидирующие позиции на рынке жидкокристаллических экранов. Быстрый рост популярности цветных дисплеев на тонкопленочных транзисторах (TFT) и невозможность удовлетворить уже существующий спрос из-за недостатка производственных мощностей подвигли азиатские электронные компании на значительные инвестиции. В Китае открылась большая фабрика ЖК-экранов (см. PC Week/RE, N 35/99, с. 15 ), построенная на деньги китайских и тайваньских инвесторов, и серьезные претензии на дележ потенциально очень выгодного рынка заявили его ближайшие соседи - Корея и Япония.

Японская корпорация NEC объявила о планах строительства новой линии по производству ЖК-экранов на своей фабрике в городе Кагошима на западе страны. Линия рассчитана на ежемесячный выпуск TFT-панелей общей площадью, эквивалентной 25 тыс. 14- дюймовых экранов. Ее стоимость оценивается в 10 млрд. иен (91,74 млн. долл.), ввод в эксплуатацию намечен на апрель 2000 г.

Интересно, что NEC, в целях экономии денег и времени, решила оснастить линию оборудованием, уже бывшим в употреблении. Благодаря этому срок ввода мощностей в эксплуатацию сокращен с 12 до 6 месяцев, а затраты - примерно на 30%. С учетом новостройки суммарные производственные мощности компании (три линии в Кагошиме и еще две в Аките - все в Японии) составят 245 тыс. 14-дюймовых ЖК-экранов в месяц.

Стремясь достойно выглядеть на фоне японских, тайваньских, а теперь и китайских производителей ЖК-панелей, наращивают мощности и корейские фирмы. Журнал Electronic Engineering Times отмечает высокую инвестиционную активность компаний Samsung Electronics, Hyundai Electronics и LG Philips LCD.

Так, Samsung недавно объявила о намерении расширить производство на своей линии в Чонане до 20 тыс. экранов четвертого поколения в месяц. Для этого фирма уже приступила к закупкам соответствующего корейского и иностранного оборудования. Если спрос на ЖК-продукцию будет расти, Samsung готова инвестировать 500 млн. долл., чтобы запустить в IV квартале 2000 г. еще одну линию мощностью 30 тыс. экранов четвертого поколения в месяц.

Планы Hyundai не столь амбициозны, но не менее масштабны. Компания вложила более 250 млн. долл., чтобы создать новое производство TFT-панелей третьего поколения, рассчитанное на выпуск 20 тыс. экранов в месяц. Оборудование, заказанное в Японии, уже установлено, испытания новой линии начнутся в самое ближайшее время. Ожидается, что она будет введена в эксплуатацию в I квартале 2000 г.

На выпуск 30 тыс. экранов в месяц замахнулась компания LG Philips LCD, начавшая в июле размещать заказы на новейшее производственное оборудование для фабрики в Куми. Суммарные инвестиции LG оцениваются в 840 млн. долл.

Увлеченные расширением массового производства экранов для ноутбуков и плоскопанельных компьютерных дисплеев, японские компании не забывают и о сфере ЖК-панелей класса Hi-End. Правда, конкуренция здесь носит вполне прктический характер и подогревается надеждами на рост рынка экранов с диагональю больше 20 дюймов: этот рост ожидается с 2002 г., когда в Корее начнется цифровое телевещание. Особенно активны в этом сегменте Samsung и LG Philips LCD. Обе компании объявили о расширении исследовательских работ в области экранов для телевизоров высокого разрешения (HDTV). Samsung уже разработала 24-дюймовый TFT-экран с широким углом обзора и планирует создание 42-дюймового дисплея для HDTV. LG Philips LCD пока ответила 22-дюймовым SXGA-экраном, также пригодным для применения в цифровых телевизорах.

Не исключено, что азиатская “жидкокристаллическая” гонка закончится кризисом перепроизводства, как это уже не раз происходило в других сегментах рынка микросхем, и резким падением цен на плоские мониторы, ну а пока - время больших инвестиций.