Семинар “Управление радиочастотным спектром в новом тысячелетии”, организованный британской компанией InterConnect Communications (ICC) и Госсвязьнадзором России в рамках европейской программы TACIS, прошел в Москве с 20 по 23 сентября.

Основные цели этого форума - ознакомление с международной практикой управления радиочастотным спектром и решения проблем радиоконтроля, обмен опытом создания и применения нормативных и законодательных актов в этой сфере, изучение новейших радиотехнологий, демонстрация работы радиоконтрольного оборудования в Московском регионе.

Нынешний семинар - уже второе мероприятие такого рода (см. PC Week/RE, № 41/98, c. 13), осуществляемое под эгидой TACIS (Technical Assistance to CIS). На нем были подведены итоги реализации первого совместного проекта TELRUS 9601 стоимостью 2 млн. экю, финансировавшегося Европейским Союзом (EC) и завершенного в июле нынешнего года, а также рассмотрены основные аспекты второго проекта TELRUS 9707.

Николай Логинов, начальник Главгоссвязьнадзора России: “Мы с вниманием относимся к международному опыту использования радиочастотного спектра”

Бюджет нового проекта составляет 1,5 млн. экю, срок окончания - май 2000 г. Планируется создание в Санкт-Петербурге центра подготовки специалистов по радиомониторингу для Северо-Западного региона России, приобретение оборудования для станции радиоконтроля КВ-диапазона и ряд других работ.

В качестве подрядчика проекта выступает компания ICC, а местными партнерами являются Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича и НИИ радио (Москва).

Система технического контроля за параметрами излучений радиоэлектронных средств гражданского применения существует в нашей стране уже более 50 лет. Ее организация и структура закладывались в соответствии с уровнем развития средств связи того времени. Она была ориентирована на диапазон частот до 30 МГц, являлась относительно автономной и слабо увязанной со службами мониторинга других государств.

Система состоит из сети приемных центров радиосвязи и радиовещания (ПЦРР), а также городских радиоконтрольных пунктов (ГРКП). На частотах до 30 МГц мониторинг на основе ПЦРР проводится на всей территории России. Городские пункты осуществляют наблюдение и на частотах выше 30 МГц, но действуют лишь в ограниченных зонах с плотной группировкой радиоэлектронных средств. Всего в стране насчитывается 10 ПЦРР и 80 ГРКП.

Следует отметить, что системы радиоконтроля в диапазонах ОВЧ/УВЧ до начала 90-х годов не существовало. Время от времени за рубежом закупалось в незначительных количествах оборудование для этих целей, которое сейчас уже морально устарело.

Таблица распределения полос частот между радиослужбами в Российской Федерации, утвержденная Госкомитетом по радиочастотам (ГКРЧ), охватывает диапазон от 3 кГц до 400 ГГц, однако мониторинг осуществляется пока лишь на частотах до 1 ГГц. К тому же уровень износа оборудования в среднем составляет 70%. Техника имеет низкие метрологические характеристики и не приспособлена для автоматизации измерительного процесса и обработки результатов. Ее обслуживанием занято около полутора тысяч человек.

“Мы неоднократно заявляли, что Россия хотела бы активнее участвовать в международной системе радиоконтроля, однако до настоящего времени она не имеет возможности осуществлять это в полном объеме, - заявил на семинаре начальник Главгоссвязьнадзора РФ Николай Логинов. - Проблема заключается в том, что наши контрольные станции пока не отвечают весьма высоким международным требованиям”.

Большие надежды возлагаются на реализацию Федеральной целевой программы совершенствования системы радиоконтроля (ФЦП) и помощь ЕС по проектам TELRUS.

ФЦП рассчитана на семь лет и будет осуществляться с 2001 по 2007 г. в два этапа, первый из которых завершится в 2003 г. и потребует инвестиций в размере 60 млн. долл. В ФЦП включено 187 мероприятий, сгруппированных в четыре подпрограммы. Реализация всего комплекса работ обойдется в 153 млн. долл.

На подпрограмму “Первоочередные мероприятия” потребуется 78,3 млн. долл., на подпрограмму “Инвестиционная деятельность” - 63,7 млн. долл., на “Инновационную деятельность” - 8,6 млн. долл. и на “Нормативно-правовое и информационное обеспечение” - 2,4 млн. долл.

Предполагается, что ФЦП будет финансироваться из нескольких источников, в частности, 14% (21,2 млн. долл.) будет получено из бюджета, 53% (80,8 млн. долл.) составят средства региональных центров Госсвязьнадзора и 33% - средства кредита, предоставляемого французской стороной в рамках заключенного с фирмой Thomson-CSF Communications контракта на сумму 51 млн. долл.

Рэй Уилтшир, начальник отдела контроля Агентства радиокоммуникаций Великобритании: “Частный сектор должен иметь те же стимулы, что и государственные учреждения”

Коллегией Госсвязьнадзора проект программы был одобрен. В IV квартале он будет передан в Государственный комитет Российской Федерации по телекоммуникациям (Гостелеком, www.ptti.gov.ru) для дальнейшего рассмотрения и представления в Правительство России на утверждение.

Закупка оборудования по проекту TELRUS 9707 для Архангельска позволит в перспективе создать трехстанционную систему радиоконтроля длинных, средних и коротких волн (Москва - Архангельск - Краснодар), что обеспечит решение проблемы помех в западной части страны, а также в сопредельных государствах, и ускорит интеграцию России в сложившуюся европейскую систему мониторинга.

Большое внимание на семинаре было уделено опыту зарубежных стран по внедрению новых телекоммуникационных технологий, автоматизированному контролю электромагнитной обстановки, реализации рекомендаций Международного союза электросвязи ITU по вопросам управления радиочастотным спектром. Например, Агентство радиокоммуникаций Великобритании (www.open.gov.uk/radiocom/), аналог нашего Госсвязьнадзора, осуществляющее контроль области спектра гражданского применения, не только не нуждается в государственной финансовой поддержке и безвозмездной зарубежной помощи, но и ежегодно привносит в бюджет страны 50 млн. фунтов стерлингов в качестве уплаты за лицензии.

“Радио - это очень крупный бизнес в Великобритании, - сказал Рэй Уилтшир, начальник отдела контроля Агентства радиокоммуникаций. - Экономический эффект отраслей радиопромышленности составляет 12 - 15 млрд. фунтов стерлингов, а непосредственный вклад радиоотрасли в ВНП оценивается в 0,5%”.

Законы страны требуют от Агентства внедрения эффективных методов использования спектра радиочастот технически прогрессивных услуг, экономической выгоды и конкуренции. Предприятия государственного сектора в Великобритании не имеют привилегий в области использования радиочастотного спектра и обслуживаются по рыночным ценам. “Военные платят по тем же ставкам, что и частные компании”, - уточнил г-н Уилтшир.

Эта политика получила название экономически обоснованного ценообразования. Считается, что при данном методе цены стимулируют внедрение эффективных сетевых и технологических решений - переход пользователей фиксированных линий к более высоким частотам, абонентов частного делового радио к транкингу, операторов транкинговых систем к узкополосности (особенно к применению технологии TETRA), сотовых операторов - к более мелким сотам (например, от GSM 900 к GSM 1800) и т. д.

Впрочем, это не единственный способ лицензирования и присвоения частот. В США большое распространение получили аукционы. Там убеждены, что хорошо продуманные аукционы могут принести много денег, ускорить процессы использования спектра и увеличить их эффективность. В результате проведения аукционов с заинтересованных компаний в 1994 - 1998 гг. получено 19 млрд. долл.

По мнению Ричарда Свита, консультанта британской компании Radio Spectrum International, в международной практике уже определились наиболее эффективные способы лицензирования радиоспектра для различных служб связи. Например, аукционы, в рамках которых предпочтение отдается заявителю, предложившему наибольшую цену, дают хорошие результаты в сотовой телефонии и пейджинге. А принцип “первым пришел - первым обслужен” результативен в авиа- и морской связи, при создании фиксированных служб и т. д.

В России рыночные механизмы регулирования в сфере телекоммуникаций пока еще недостаточно развиты, имеется немало пробелов в законодательстве, отсутствуют необходимые кадры управленцев. Не преодолено традиционное влияние силовых структур при распределении частотного ресурса: конверсия в этой области растянулась на целое десятилетие и конца этому процессу пока не видно. Принимаемые решения нередко находятся вне правового поля и либо наносят ущерб государственным интересам, либо препятствуют развитию бизнеса, внедрению новых технологий и служб.

Все чаще спорные технические и организационные вопросы электросвязи становятся предметом пристального общественного внимания. Достаточно напомнить о некоторых скандалах вокруг Гостелекома РФ в нынешнем сентябре: Ассоциация операторов CDMA попыталась опротестовать в Министерстве по антимонопольной политике один из ведомственных приказов, ущемляющих интересы абонентов этого стандарта сотовой связи и ограничивающих его применение, а Ассоциация операторов GSM выступила против очередного нарушения Госкомитетом установленного порядка выдачи лицензий.

Программа TACIS, по замыслу ее организаторов из ЕС, направлена на поддержку рыночной экономики и демократии в странах СНГ. И, возможно, было бы полезно в дальнейшем приглашать на подобные семинары не только работников одной структуры, например Госсвязьнадзора, но и других специалистов, занимающихся вопросами телекоммуникаций, в частности экономистов, юристов, законодателей.

Госсвязьнадзор: (095) 238-6331.

ICC: (095) 943-9396.