В компании “Московская сотовая связь” (MCC, www.mcc.ru) началась полоса перемен: приняты серьезные кадровые решения, откорректирована маркетинговая политика, усовершенствованы тарифы.

Борис Зверев - новый генеральный директор

Внеочередное собрание акционеров МСС утвердило новые назначения в совете директоров компании. В частности, генеральным директором становится Борис Зверев. Он сменит на этом посту Вячеслава Гуркина, с чьим именем связано создание и развитие “Московской сотовой”. Г-н Гуркин, в свою очередь, решил сосредоточиться на управлении компанией “Межрегиональный транзит телеком” (MTT), которой он также руководит с момента образования.

Борис Зверев - новый генеральный директор МСС

55-летний Борис Зверев работает в отрасли связи с 1966 г. До своего назначения он возглавлял предприятие “Московский междугородный и международный телефон” (MMT). Смена руководства в МСС произойдет 1 ноября.

Маркетинг - ключ к успеху

Сфера мобильных коммуникаций в стране за последний год сильно изменилась. Снизились цены и тарифы, появились новые службы, привлечены новые слои пользователей.

До сих пор МСС ориентировалась на предоставление услуг для корпоративных клиентов и для практичных семей среднего класса. В рамках новой маркетинговой стратегии компания наконец решила расширить работу с индивидуальными абонентами и с октября ввела в действие еще один тарифный план, рассчитанный на эту группу пользователей и получивший название “Разговорный”.

Впервые предусмотрена не поминутная или посекундная оплата звонков: МСС предлагает оплачивать разговоры продолжительностью до 10 минут по фиксированной цене в $0,6.

В пересчете на минуту это составляет (без НДС) $0,06 (1 руб. 50 коп.), что является рекордно низкой для России ценой сотовой связи, сопоставимой со стоимостью звонка по обычному городскому таксофону.

Тариф “Разговорный” не включает абонентную плату, действует круглосуточно и распространяется на все входящие звонки, местную связь и переговоры “мобильный - мобильный”.

Во многих зарубежных странах тарифы сотовой связи устанавливаются в диапазоне от $0,05 до $0,1 за минуту. В России же расценки на услуги операторов мобильных коммуникаций в большинстве случаев в 5 - 10 раз выше. Это пока позволяет нашим компаниям поддерживать безбедное существование, выбрасывая миллионы долларов на проведение различных рекламных акций и откровенно пренебрегая интересами массового абонента.

Количество сотовых телефонов в странах с динамичной экономикой и реальными тарифами достаточно велико: в Германии ими пользуются около 20% населения, в Португалии около 40%, в Финляндии - свыше 60%. В то же время в России сотовой связью пока не обеспечен и 1% граждан.

После августа прошлого года сотовые компании заметно активизировались и стали опускать тарифы, уменьшать абонентную плату, снижать расценки на оборудование и дополнительные услуги. Средняя стоимость сотовой связи в стране за прошедший год упала более чем в 2 раза.

Редакция получила десятки откликов на статью “Тарифные гонки” (см. PC Week/RE, № 36/99, c. 25). Один из наших читателей охарактеризовал положение следующим образом: “Редкий случай, когда паны дерутся, а холопам легче становится”. И это действительно так.

Беда только в том, что соревнование компаний пока проводится в искусственной тарифной среде, не отражающей реальных расходов операторов на организацию связи. Так что ситуация, хотя и носит отпечаток конкуренции, де-факто больше напоминает некую форму картельного соглашения.

У МСС более десяти тарифных планов (“Персональный”, “Семейный”, “Московия” и др.), и по многим из них расценки все еще довольно “крутые” - $0,25; $0,38; $0,45 и т. д. Шесть центов в минуту - это первый шаг в сторону здравого смысла, рассчитанный еще не на массового пользователя, но уже на вполне определенную и достаточно широкую аудиторию.

Другие шаги

Пакет предложений МСС не сводится только к тарифу “Разговорный”. Он предусматривает корректировку некоторых других тарифов, в частности на роуминг, а также снижение цен на оборудование.

Расценки по тарифным планам “Персональный” и “Экономичный” в среднем снижены на 30%. Например, в рамках “Экономичного” стоимость одной минуты разговора в рабочее время упала с $0,55 до $0,45.

Снижены цены на сотовые телефоны стандарта NMT-450, однако они все еще дороже подобных изделий стандартов GSM и D-AMPS. Соответственно и стоимость первоначального пакета услуг пока выше, чем у конкурентов.

Зато произошли неплохие сдвиги в области роуминга в федеральной сети “СОТЕЛ”, объединяющей наряду с МСС еще 48 операторов стандарта NMT-450. Для абонентов “Московской сотовой” тарифы на разговоры в других городах снижены в 2 - 4 раза.

Конечно, перемены в структуре и политике МСС не случайны. Компания, которая одно время являлась монополистом московского рынка, сейчас имеет долю в 16 - 18%, и ее влияние продолжает уменьшаться. А впереди - новые серьезные испытания: переход на оборудование другого стандарта и большие капиталовложения (по некоторым оценкам, до 100 млн. долл.) в реконструкцию сети. Это может привести к уменьшению прибыли и некоторой потере клиентской базы. Но выход на реальные тарифы можно только приветствовать.

МСС: (095) 911-7228.