Интернет-технологии меняют облик коммерции в любой сфере бизнеса

Стефани Нейл,

Анни Чен,

Лайза Ваас

Год 2010-й. Вы мчитесь по автостраде в новом спортивном автомобиле, собранном фирмой General Motors (GM) с учетом ваших пожеланий. Он еще не утратил специфического запаха, присущего новым автомашинам, ведь его доставили совсем недавно и всего через несколько дней после оформления онлайнового заказа. Но дело даже не в этом. Салон оборудован средствами доступа в Интернет, и в вашем распоряжении электронная почта, информация о текущих котировках акций и сводка последних новостей. Все настроено под вашу индивидуальность. Авточудо даже знает, что вы предпочитаете на обед, и может заранее передать заказ по Сети, так что к прибытию на место назначения стол уже будет накрыт.

По сути автомобиль XXI века кроме исполнения обычных функций будет одновременно служить и мобильным клиентом. Еще совсем недавно подобная идея показалась бы малоправдоподобной. Однако на рубеже тысячелетий General Motors и другие ведущие компании столь основательно увязывают свою деятельность с Интернетом, что создание автомобиля-браузера вполне реально. Встраивая средства доступа в Интернет в новые продукты, компании меняют изначальную природу Сети и Web-технологий. В то же время и сами компании вынуждены видоизменять свою деятельность, все более переходя к виртуальным формам бизнеса с централизацией всей служебной информации и обеспечением доступа к ней из любой точки земного шара. Чтобы преуспеть в этом движении, в ближайшие 5 - 10 лет большинству компаний придется освоить новейшие средства передачи данных по линиям с резервируемой полосой пропускания и беспроводным широкополосным каналам, программного распознавания голоса, создания самовосстанавливающихся сетей и клиентов, а также такие технологии, как XML (Extensible Markup Language), WML (Wireless Markup Language) и WAP (Wireless Application Protocol).

Грядущие перемены затронут буквально каждого. “Если вы оглянетесь в прошлое, то увидите множество примеров того, как люди меняют свою жизнь. Достаточно вспомнить эпоху индустриальной революции или последнюю войну, - считает Дэвид Дайамонд, генеральный менеджер по корпоративным технологиям планирования организации GTE Technology (Уолтэм, шт. Массачусетс). - В данном же случае речь идет о сетевой революции”.

Компании, рассчитывающие на процветание в будущем, встают на путь технологических изменений. Для General Motors, например, внедрение в производимые ею автомашины мобильных средств доступа в Интернет - только начало. Всемирная сеть основательно меняет облик и самого гиганта автомобильной индустрии. Открываемый корпорацией в начале этого года портал TradeXchange, через который будут осуществляться онлайновые операции типа business-to-business, позволит ей уменьшить издержки в каналах поставки и установить эффективные отношения даже с мелкими бизнес-партнерами.    

Будущее настольных компьютеров Настольные ПК не исчезнут. Именно такое заключение можно сделать по результатам опроса, проведенного еженедельником PC Week. В нем приняли участие 189 респондентов, и лишь небольшая часть из них предполагает использовать в будущем в качестве клиентов цифровые телефоны.

Вероятно, еще большее значение для GM имеет возможность организовать через Web оперативное взаимодействие инженеров и клиентов для сокращения сроков проектирования и изготовления автомобилей на заказ. Подобная работа уже ведется. При активном участии целевого заказчика General Motors проектирует модель GenX SUV. Машина выйдет через несколько лет и будет комплектоваться, в частности, средствами загрузки программного обеспечения для модернизации развлекательно-информационной системы. Кроме того, в ней, по словам Марка Хогана, президента организованного корпорацией в августе прошлого года подразделения электроники e-GM, будет установлена аппаратура для приема каналов спутникового телевидения и загрузки данных, определяющих характеристики самого автомобиля.

Все эти инициативы свидетельствуют о повороте General Motors в сторону Интернета и превращении производителя старой школы в современную компанию, ориентирующуюся на электронный бизнес. “Если все пойдет успешно, мы вскоре увидим, что GM превратилась в e-GM, - заверил Хоган. - Интернет оказывает огромное влияние на все стороны нашего бизнеса, начиная с проектирования транспортных средств и заканчивая организацией продаж. Бизнес-процессы должны стать более эффективными и нацеленными на удовлетворение индивидуальных запросов клиента. Эту стратегию мы реализуем уже сегодня”.

Компания Хогана отнюдь не единственная, планирующая внедрение новых Web-ориентированных технологий, способных изменить не только сферу ИТ, но и жизнь каждого конкретного человека. Исследовательские институты по всему миру выделяют значительные ресурсы на развитие различных бизнес-моделей с учетом возможностей Интернета. Например, British Telecom Laboratories (Мартлешем, Англия) пытается создать виртуальное рабочее пространство, в котором индивидуального пользователя будет представлять онлайновый образ (аватар), управляемый его голосом и жестами.

В BT Labs также думают над тем, как сделать связь человека с компьютером более органичной. Одна из идей такова: наделить настольные системы искусственным интеллектом (ИИ) для выявления и отслеживания предпочтений пользователя. Его рабочая нагрузка может быть заметно уменьшена, если ИИ-система, скажем, возьмет на себя такие задачи, как подготовка от имени пользователя ответов на электронные послания. Другой проект BT Labs предусматривает создание приложения Teletouch (телеприкосновение) - инструмента, позволяющего людям ощущать объекты, с которыми они взаимодействуют в виртуальной среде. Ну, а если исследовательское подразделение IBM, расположенное в Йорктаун-Хейтсе (шт. Нью-Йорк), добьется успеха, то мы сможем стать свидетелями такого явления, как телепортация.

Ни одну из этих фантастических технологий, однако, нельзя реализовать без будущего высокоскоростного Интернета и множества новых клиентских устройств, разрабатываемых в настоящее время. В ближайшие годы Сеть обретет второе дыхание благодаря внедрению линий связи с практически неограниченной фиксированной пропускной способностью, а пользователи получат в свое распоряжение разнообразные инструменты для удобного доступа к информации.

Чтобы обеспечить поддержку будущих приложений, компании уже сегодня закладывают соответствующую основу в виде интегрированных сетей, способных выполнять как интранет, так и экстранет-приложения. На полпути к объединению на базе Web-технологий внутренних служб и партнеров по созданию продуктов, обеспечению каналов поставок и поддержанию отношений с заказчиком находится компания Xircom (Саузэнд-Оакс, шт. Калифорния), разрабатывающая виртуальную среду, в которой ее сотрудники, а также заказчики, поставщики и партнеры получат доступ к единым для всех базам данных. Вице-президент компании по ИТ Патрик Пиккининно считает, что создание подобной среды является краеугольным камнем в подготовке компании к внедрению будущих перспективных технологий и упрощении ее внутренней организации. Новая среда, по словам Пиккининно, будет более интерактивной. Например, свой очередной годовой отчет компания намерена представить в электронном виде и разместить в Сети, отказавшись от издания печатного варианта. При этом важнейшая информация для держателей акций будет снабжена соответствующими ссылками. “В последующие месяцы и годы мы, вероятно, включим в информационный пакет корпоративные видеозаписи, видеовыпуски новостей и Web-трансляцию ежегодного совещания инвесторов”, - поделился своими планами Пиккининно.

Подобные приложения потребуют повсеместного распространения широкополосных линий связи и средств передачи потокового видео. Кроме того, по мнению Пиккининно, важнейшую роль в будущем должны сыграть службы каталогов, инфраструктура открытых ключей шифрования сообщений, виртуальные частные сети, IP-телефония, базирующиеся на технологии XML инструменты для организации сотрудничества через Web, а также средства удаленного доступа на основе различных устройств, в том числе сотовых телефонов и карманных компьютеров, которые становятся составной частью коммуникаций.    

 

Беспроводные чудеса

Хотя в сфере ИТ предстоит решить еще множество различных проблем, со всей определенностью можно утверждать, что особую роль в будущем должны сыграть беспроводные технологии.

Компания Starbucks Coffee, в многочисленных магазинах которой трудится около 30 000 человек, уже использует беспроводные средства регистрации в нерабочие дни. При этом оснащенные радиосредствами компьютеры IBM PC поддерживают связь с рабочей станцией менеджера, сконфигурированной как сервер. Кроме того, в компании изучают возможности технологии WAP с точки зрения применения сотовых телефонов и карманных устройств для доступа к бизнес-приложениям через Интернет.

Вряд ли стоит ожидать, что сотовые телефоны и карманные ПК заменят обычные персональные компьютеры, которые, по мнению экспертов, займут верхнюю строчку в иерархии Web-устройств, управляемых серверами, но ясно, что эти клиенты, снабженные средствами беспроводного доступа, будут более сложными и многочисленными. Если сегодня большинство сотовых аппаратов поддерживает не более четырех строк текста и черно-белую графику, то к 2001 г. появится множество моделей с LCD-экраном, способным отображать 256 цветовых оттенков и порядка шести текстовых строк. А к 2005 г. существенно повысится скорость беспроводного соединения, которая достигнет уровня 1 Мбит/с против нынешних 14,4 кбит/с. По крайней мере, так считает Бен Линдер, вице-президент по маркетингу фирмы Phone.com (Редвуд-Сити, шт. Калифорния), принявшей вместе с компаниями Nokia, Ericsson и Motorola технологию WAP в качестве неофициального стандарта.

Помимо повышения скорости беспроводных соединений Линдер считает важным отметить экспоненциальный рост пропускной способности линий с фиксированной полосой. Это означает, что по своим возможностям настольные системы будут по-прежнему значительно превосходить мобильные устройства. “Надо хорошо представлять себе, для чего, собственно, нужен телефон и в каких случаях он бесполезен, - поясняет Линдер. - Телефон не предназначен для исследования ресурсов Сети. Это лишь инструмент для экстренных случаев. Возьмем в качестве примера электронную почту. Я не буду набирать пространное письмо с помощью телефона, однако при необходимости воспользуюсь им, чтобы просмотреть на экране список поступивших в мой почтовый ящик электронных сообщений, отобрать срочные и тут же созвониться с нужными мне людьми”.

Расширение номенклатуры мобильных устройств для многих компаний будет сопровождаться дополнительными трудностями, связанными с их администрированием. “По сложности подобные системы не уступают любым другим, - утверждает Дебби Гиллотти, генеральный менеджер подразделения фирмы Starburg (Сиэтл), занимающегося Интернет-технологиями и электронным бизнесом. - Но они дают нам возможность пересмотреть всю структуру организации технической поддержки и уменьшить нагрузку на соответствующую службу”.

Многие корпорации в будущем, видимо, сделают выбор в пользу создания органических сетей, способных самостоятельно идентифицировать подключенные к ним устройства, выполнять самотестирование и устранять возникшие проблемы. (Ряд фирм, в том числе GTE, разрабатывают необходимые для этого технологии, подобно тому как Dell Computer создает средства самодиагностики настольных систем.) Другие компании для управления сетями воспользуются аутсорсинговыми услугами. Разница в подходе будет обусловлена не только сложностью администрирования сетей и значительностью затрат на поддержание их работоспособности, но и сохранением дефицита кадров с необходимым опытом обслуживания сетей. “Сегодня все присматриваются к технологиям XXI века, и мы не исключение, - сказал Дон Джонсон, директор института технологических исследований штата Нью-Джерси. - Проблема, однако, заключается в том, что за людей, которые понимают эти технологии и умеют их использовать, приходится бороться. Их явно не хватает”.

Чтобы ликвидировать недостаток в подобных кадрах, ИТ-специалистам, возможно, придется создать киборгов или более широко внедрять искусственный интеллект, встраивая соответствующие средства в настольные системы. Так или иначе, весь мир сейчас переживает процесс интернетизации. И хотя это добавляет проблем и без того перегруженным специалистам по ИТ, тем, кто занимается непосредственно бизнесом, жить станет намного проще.

Завтра начинается сегодня

Предсказывать будущее всегда непросто, а в сегодняшних условиях ускоренного развития событий и вовсе почти невозможно. Кое-что, однако, можно утверждать со всей определенностью: темпы появления новых Интернет-ориентированных технологий, продуктов и бизнес-моделей в первые годы нового столетия не снизятся. В ближайшие месяцы “рыцари дорог” получат первый подарок. General Motors готовится оснастить многие свои автомобили системой OnStar. За $40 в месяц владелец такой машины может подписаться на услуги спутниковой службы OnStar, которая будет выполнять функции мобильного Интернет-провайдера. Кто-то сочтет это нереальным, но Хоган из e-GM полагает, что уже в следующем году на OnStar подпишется порядка 1 млн. человек.

Пройден длинный и извилистый путь, и вот оно - будущее.    

Ваш офис завтра

1. Небольшое клиентское устройство обеспечит беспроводное подключение к 100 Мбит/с сети Ethernet. Благодаря переменному IP-адресу его можно будет использовать и вне офиса, соединяяясь с сетью по широкополосному радиоканалу. Изображение коллеги, с которым вы установили связь, воспроизводится на экране устройства в реальном масштабе времени.

2. Легкая телефонная гарнитура со встроенными средствами шумоподавления позволяет общаться с коллекгами.

3. Бадж, подключенный к спутниковой системе определения координат GPS, хранит информацию о вашем местонахождении и перемещениях.

4. На пьедестале возле настенного дисплея появляется голографическое , трехмерное изображение изучаемого продукта.

5. Введенная под кожу на руке микросхема служит идентификатором, удостоверяющим вашу личность при заключении сделок.

6. Большой настенный дисплей со встроенным контроллером, способным выполнять 10 трлн. операций в секунду, обеспечивает вывод бизнес-информации в реальном времени.

7. Компьютер выполняет функции персонального секретаря. Во время совещаний он перехватывает входящие телефонные звонки, определяет их приоритет и пропускает только наиболее важные.