Генри Балтазар (PC Week Labs)

Главным источником благосостояния жителей Ричмонда, столицы штата Виргиния, как и сто лет назад, остается табачное производство, но этот город не чуждается и высоких технологий. Именно здесь появился пионер внедрения IP-телефонии - им стал координационный орган местных колледжей Virginia Community College System, или VCCS, который решил охватить этой системой 39 учебных городков, разбросанных по всей территории штата. Новая система IP-телефонии призвана снизить расходы на междугородную и международную связь, коренным образом изменить процесс регистрации и учета студентов, но этим ее достоинства не исчерпываются. Администрация VCCS надеется, что внедрение IP-телефонии сделает систему колледжей штата более привлекательной для молодежи и обеспечит победу во все обостряющейся борьбе за студента.

Посетив штаб-квартиру VCCS, специалисты PC Week Labs смогли убедиться, что новая система уже развернута и хорошо работает. Узнали мы здесь и о препятствиях, которые придется преодолевать последователям VCCS на этом пути.

По прогнозам аналитиков, в течение ближайших нескольких лет следует ожидать быстрого распространения IP-телефонии. Из экзотической новинки эта технология должна вскоре превратиться в обязательный компонент корпоративной среды, обслуживающий электронную коммерцию по схеме B2B и снижающий расходы на дальнюю телефонную связь.

Но перед тем как приниматься за внедрение IP-телефонии, менеджерам информационных технологий необходимо тщательно проанализировать текущее состояние сетевой инфраструктуры своей компании. Нельзя забывать и о том, что именно существующая сетевая инфраструктура колледжей в немалой степени способствовала созданию относительно простой и вместе с тем высокоэффективной системы передачи голоса по IP-сетям на весьма ранней стадии развития этой технологии.

Не последнюю роль в этом сыграл и энтузиазм проректора VCCS Ларри Хенджехолда, благодаря усилиям которого колледжи Виргинии одними из первых взяли на вооружение IP-телефонию и средства видеоконференций.

“Мы не имеем права плестись в хвосте технологий, - считает он. - VCCS должен постоянно находиться на переднем крае технологического развития. Только так наши преподаватели смогут обучать студентов тому, чего требует сегодняшний бизнес”.

Система высшего образования, где борьба за студентов буквально заставляет осваивать новейшие технологии, является лучшей средой для развертывания перспективных систем. Тем не менее нас поразили деловые планы VCCS, предусматривающие быструю и надежную окупаемость сделанных капиталовложений.

До нынешнего года регистрация в системе колледжей производилась архаичными и трудоемкими методами, требующими заполнения традиционных бланков. Их обработка отнимала массу времени, да и для студентов была не слишком удобной. Хенджехолд и его сотрудники решили создать централизованную систему IVR (Interactive Voice Response - интерактивный голосовой ответ), которая обеспечила бы автоматическую регистрацию студентов, подключающихся по коммутируемым каналам связи.

“Чтобы оснастить локальными системами все 39 университетских городков, нам пришлось бы затратить на полтора миллиона долларов больше, чем ушло на развертывание единой централизованной системы, - утверждает Рони Бойд, старший инженер VCCS по перспективным технологиям. - Еще полторы сотни тысяч долларов в год мы экономим на сопровождении новой системы”.

Избежать астрономических счетов за дальнюю телефонную связь, которые в прошлом достигали 500 тыс. долл., помогла интеграция обширной сети VCCS (известной как Net.Work.Virginia) с технологиями IP-телефонии фирмы Cisco. Все университетские городки, охваченные сетью Net.Work.Virginia, соединены между собой цифровыми каналами Т-3, благодаря чему ричмондская штаб-квартира этой организации, где развернута центральная система, находится от них на расстоянии всего одного пролета сети.

Чтобы получить доступ в IVR, студенту достаточно позвонить в местный колледж. Его вызов прежде всего поступает в офисную телефонную станцию университетского городка, откуда пересылается на маршрутизатор Cisco 3640, оснащенный модулем Digital Packet Voice Trunk Network Module. Этот блок оцифровывает голосовой трафик, преобразуя его в IP-данные, а затем сжимает и пакетирует их.

Сформированный таким способом цифровой трафик пересылается по сети Net.Work.Virginia на другой маршрутизатор 3640, установленный в штаб-квартире организации, который преобразует полученные IP-пакеты в поток голосовой информации и передает его в систему IVR (см. схему).

Неформальное тестирование, проведенное PC Week Labs, показало, что используемые при этом технологии IP-телефонии обеспечивают прохождение голосового вызова без каких-либо искажений.

Мы сразу же обратили внимание на отсутствие в сети Net.Work.Virginia протоколов обеспечения гарантированного качества обслуживания. Это объясняется просто: по оценкам инженеров VCCS, дополнительный трафик IP-телефонии относительно невелик и серьезного беспокойства у них не вызывает, так как корпорация Sprint, магистральные каналы которой используются в системе, в соответствии с условиями контракта предоставляет практически неограниченную полосу пропускания по фиксированной цене.

Как IP-телефония обеспечивает связь и экономит деньги VCCS

Однако заключить контракт на столь привлекательных условиях удается не всем, поэтому менеджерам информационных технологий зачастую приходится тщательно взвешивать свои возможности. Главное - точно рассчитать полосу пропускания, необходимую для реализации IP-телефонии, особенно когда пропускная способность сети уже близка к насыщению.

Если окажется, что имеющаяся пропускная способность не удовлетворяет предъявляемым требованиям, менеджер должен определить, на сколько ее нужно увеличить, и оценить степень необходимой модернизации сети (при сжатии трафика один голосовой вызов в системе IVR занимает примерно 5,3 кбит/с).

И все же пропускная способность, по словам Хенджехолда, не должна стать серьезным препятствием на пути к внедрению IP-телефонии. “Канал Т-1 емкостью 1,5 Мбит/с ежемесячно обходится примерно в тысячу долларов, тогда как DS-3 с пропускной способностью 45 Мбит/с - всего лишь в пять раз дороже, около 5 тыс. долл. в месяц”, - поясняет он.

И еще одно. Net.Work.Virginia - сеть сравнительно простая с точки зрения IP-телефонии, так как пакетам здесь приходится преодолевать на пути к получателю один-единственный маршрутизатор. А это значит, что маршрутизация здесь предельно облегчена и никаких особых средств для обеспечения гарантированного качества обслуживания не требуется. В других же сетях менеджерам просто необходимо проверить время запаздывания пакетов и убедиться, что этот параметр находится в пределах нормы. Нельзя забывать: увеличение задержки сигнала способно быстро превратить человеческую речь в нечленораздельный набор звуков.

И наконец, крайне важно учитывать, что VCCS развертывала свою систему IP-телефонии в относительно стабильной среде ГВС, а не в непредсказуемом Интернете. Любая компания, намеревающаяся использовать передачу голоса по IP-каналам в качестве средства электронной коммерции, просто обязана позаботиться о безопасности своих клиентов и обеспечить им такое качество обслуживания, которого те вправе ожидать от привычной телефонной системы.

С техническим аналитиком Генри Балтазаром можно связаться по адресу: henry_baltazar@zd.com.

В центре внимания VCCS - видеоконференции

Херб Бетони

Virginia Community College System лидирует не только в освоении IP-телефонии. Еще один ее перспективный проект - использование IP-сетей для проведения видеоконференций, открывающих учебные классы колледжей для самой широкой аудитории слушателей.

Технологии видеоконференций, реализованные в VCCS, наряду с развернутой здесь системой IP-телефонии могут служить хорошим примером практической реализации самых современных направлений научной мысли. Подобные средства визуального общения найдут применение и при организации связи между удаленными офисами через корпоративную ГВС.

Но хотим сразу оговориться: перед тем как приступать к разработке подобных проектов, менеджер информационных технологий должен оценить возможности своей сети по передаче видеоинформации. Такого рода трафик налагает тяжкое дополнительное бремя на пропускную способность каналов связи.

На сегодняшний день видеоконференциями VCCS охвачены четыре аудитории, расположенные в разных университетских городках, а также учебные классы политехнического института и Университета штата Виргиния в городе Блэксбург. Мы наблюдали демонстрацию системы в городке местного колледжа, носящего имя сержанта Рейнольдса и расположенного на окраине Ричмонда. Пока для трансляции подготовлен лишь один учебный курс.

Освоение видеоконференций в VCCS заняло гораздо больше времени, чем развертывание IP-телефонии, да и путь реализации этого проекта оказался не столь прямым. В 1997 г. было принято решение об использовании системы корпорации Vtel, созданной на базе технологии АТМ, которая в то время не имела альтернатив.

Система Vtel обеспечивала качество видеоконференций, вполне приемлемое для учебных аудиторий, однако вскоре доминирующим стандартом в этой области стал протокол IP. Когда это произошло, проректор VCCS Ларри Хенджехолд и его сотрудники начали внимательно изучать IP-системы. В конце концов они остановили свой выбор на комплекте IP/TV фирмы Cisco Systems.

Видеозанятие, которое мы посетили, порадовало нас весьма впечатляющим качеством изображения, передаваемого с частотой 30 кадров в секунду. Правда, иногда ощущалась не совсем точная синхронизация звука и изображения, однако общее впечатление оказалось превосходным.

Для приема транслируемой передачи достаточно обычного Web-браузера с поддержкой Java. Никаких других программных компонентов не требуется, но изображение в этом случае выводится в окно, занимающее всего четверть экрана. При желании передачу можно просмотреть также в полноэкранном режиме, что мы и сделали, воспользовавшись клиентским ПО Cisco.

Предлагаемый этой фирмой комплект IP/TV содержит три основных компонента. Это, во-первых, сервер управления Cisco IP/TV 3411 Control Server, который контролирует весь трафик, пересылаемый между клиентской и вещательной системами. Здесь имеется специализированная база данных, где содержится информация обо всех доступных в данной сети возможностях программирования.

Второй важный компонент - вещательные серверы IP/TV, которые захватывают видеоинформацию, как получаемую в реальном масштабе времени, так и ранее записанную, и направляют ее в сеть. Для рассылки видеотрафика сразу нескольким получателям в сети VCCS применяется технология многоадресного вещания IP Multicast, надежно защищающая используемые каналы связи от перегрузки. Если бы не она, на каждую из двух десятков учебных станций, которые мы видели в ходе демонстрации, приходилось бы направлять отдельные потоки информации, буквально пожирающие драгоценную полосу пропускания.

Третий компонент, активно использовавшийся в ходе демонстрации, - сервер архивов, также предлагаемый фирмой Cisco. Преподаватели VCCS сохраняют на нем заранее подготовленные видеоматериалы, которые затем предоставляются студентам по их запросу. Такая система позволила нам просматривать записанные учебные занятия, сравнительно легко прокручивая их содержимое в обоих направлениях.