Инвестиции в “оЗон”: первые результаты

Фирма “оЗон”, владеющая одним из ведущих российских Интернет-магазинов, сообщила 11 мая о нескольких ключевых изменениях, произошедших в ее бизнесе после получения инвестиций от компании ru-Net Holdings (см. интервью в PC Week/RE, № 10/ 2000, с. 23): открытии склада и службы курьерской доставки в Москве, расширении склада в Санкт-Петербурге, переходе на новую, более мощную серверную платформу. Было также объявлено о начале массированной рекламы магазина “оЗон” на телевидении и в Интернете.

В последние месяцы конкуренция среди Интернет-магазинов, торгующих книгами, аудио- и видеопродукцией, значительно усилилась. Помимо уже успешно функционирующих предприятий, таких, как “оЗон” (www.ozon.ru), Bolero (www.bolero.ru) и Mistral (www.mistral.ru), появилось новое 24x7 (www.24x7.ru), быстро набирает обороты Colibri (www.colibri.ru), открытое в декабре прошлого года. В апреле для улучшения качества обслуживания покупателей сайт Bolero изменил дизайн и аппаратно-программную платформу.

По словам Жана Мишеля Бруна, исполняющего обязанности генерального директора ru-Net Holdings, работа, проделанная командой “оЗона” за последние месяцы, также позволит кардинально улучшить качество обслуживания его покупателей. В частности, благодаря появлению большого склада и собственной службы доставки по Москве срок исполнения заказов по столице сократится с двух-трех недель до двух дней (это должно случиться к концу мая). Доставка по Санкт-Петербургу не будет превышать пяти дней (ее также ведет курьерская служба), а по стране (почтой) - двух недель.

Компания “Рексофт”, имеющая “родовую” связь с “оЗоном”, создала специальное ПО, позволяющее координировать работу складов в Москве и Питере и перенаправлять поступивший через Интернет заказ на соответствующий склад.

Г-н Бруно сообщил, что улучшены также ассортимент и производительность складов. Например, на московском складе будет храниться до 10 тыс. наименований книг, журналов и других изданий. Предполагается, что после окончания месячных испытаний (11 июня) склад сможет отгружать до 30 тыс. заказов в месяц, а до конца года планируется увеличить общий объем отгружаемых “оЗоном” заказов до 60 тыс. в месяц (заметим, что в I квартале 2000 года “оЗоном” было отгружено около 7300 заказов).

Помимо совершенствования инфраструктуры бизнеса начата рекламная кампания на телеканале НТВ, призванная создать лидирующую торговую марку (заставить людей запомнить Web-адрес магазина), усилить интерес к сайту, повысить его посещаемость. Мотивация выбора телевидения как места размещения рекламы и конкретно НТВ называется примерно такой же, как в отношении рекламной кампании Интернет-ресурсов, проведенной в феврале - марте фирмами Intel и IMHO (см. PC Week/RE, № 6/2000, с. 26). Рекламный ролик длительностью 20 с, снятый по заказу “оЗона”, предполагается показать 110 раз в прайм-тайм с 11 по 31 мая. По расчетам, его увидит 70% целевой аудитории, каждый человек - в среднем пять раз.

Рекламная кампания в Интернете будет решать другую задачу - организацию контакта с целевой аудиторией. Она критически важна для развития продаж. Баннеры будут размещаться на поисковых машинах и в каталогах (Яndex, List.ru и пр.), на целевых сайтах (например, Gazeta.ru, Cooking.ru и т. п.).

В дальнейшем, по словам директора “оЗона” Геннадия Спирина, планируется увеличить ассортимент книг, фильмов, открыть продажу музыкальных компакт-дисков - будут представлены все лицензионные фильмы на видеокассетах и DVD, большинство издаваемых в России книг и журналов, музыкальных компакт-дисков. Улучшится и пользовательский интерфейс сайта, скажем, покупатель может оформить тематическую подписку (предполагающую уведомление о новых поступлениях на заданную тему), будут созданы “горячие” телефонные линии.