ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Владимир Митин    

3 августа холдинг eHouse, образованный весной 2000 г. и объединяющий шесть российских Интернет-магазинов (Dostavka.ru, Megashop.ru, Wstore.ru, Bolero.ru, Aromat.ru и Kenga.ru), объявил о создании торговой системы eMatrix, клиенты которой в перспективе (если система будет хорошо “раскручена”) смогут быстро находить контрагентов и в реальном масштабе времени получать информацию о наличии товаров и ценах на них.

По словам исполнительного директора eHouse Владислава Улендеева, размер первоначальных инвестиций в торговую систему eMatrix - она полностью разработана силами программистов холдинга на основе собственных технологий - составил 2,5 млн. долл.

Клиентами новой электронной торговой системы (electronic market place) могут стать только фирмы, профессионально занимающиеся продажей компьютерной техники и оборудования. Конечным пользователям (в том числе корпоративным клиентам) доступ к ней не предоставляется. При этом от имени одной компании в торговой системе eMatrix могут зарегистрироваться несколько участников под личными псевдонимами. Однако в любом случае для допуска в систему в качестве полноправного участника сделок нужно оформить типовой договор, содержащий правила проведения сделок. Нарушение правил, размещение ложной информации по сделкам или введение контрагентов в заблуждение приводят к расторжению контракта и исключению клиента из торговой системы. eMatrix работает приблизительно так. В течение суток покупатель, который по тем или иным причинам не смог достать необходимые ему изделия у своих традиционных партнеров, размещает на сайте www.ematrix.ru одну или несколько заявок на приобретение товара. При этом он указывает максимальную цену покупки и возможность ее “дробления” (для каждой из заявок).

Владислав Улендеев: “Все клиенты eMatrix абсолютно равноправны и могут одновременно выступать как в роли продавца, так и в роли покупателя”

В этот же период продавцы, у которых вдруг образовались “излишки” устройств, расходных материалов и т. д., выставляют на сайте www. ematrix.ru заявки на продажу (также с указанием цен и возможностей “дробления” партий товара).

Все эти заявки (вместе с “историями продаж” каждой товарной группы) в течение суток доступны для обозрения всем клиентам eMatrix. С учетом спроса и предложения клиенты могут корректировать назначенные ими цены; каждая такая корректировка обходится им в $1. В 16:00 прием (изменение) заявок прекращается и система автоматически распределяет между покупателями выставленные на продажу партии товара. Алгоритм распределения таков, что первыми обслуживаются покупатели, подавшие заявки раньше других. При этом им достаются самые дешевые товары. Стороны извещаются о совершенной “сделке” (например, по электронной почте) и дальше сами договариваются о способах оплаты и отгрузки товара. Если кто-то из покупателей по тем или иным причинам не хочет иметь дело с каким-либо продавцом, то он вправе заранее занести его в персональный “черный список” (“белые списки” системой eMatrix не предусмотрены). Есть и еще одно ограничение: на продажу могут быть выставлены только те товары, которые реально имеются на московском складе компании. В настоящее время в базу данных eMatrix занесены сведения о 20 тыс. наименований товаров (включая подробное описание на привычном для профессионалов английском языке). По мере необходимости этот список будет расширяться.

Рустем Ахияров: “Сначала мы сделали торговую площадку для себя. А потом подумали: почему бы не пустить на нее и других?”

Ежемесячная абонентная плата за участие в торговой системе eMatrix эквивалентна $100 (с оплатой в рублях по курсу ЦБ РФ). Эта сумма используется для покрытия расходов на выполнение таких операций, как размещение заявки на покупку (цена $0,1), размещение заявки на продажу ($0,1), внесение изменения в заявку ($1), снятие заявки ($1). Если стоимость операций, проведенных в течение одного месяца, превысит $100, производится соответствующая доплата.

На первые два месяца каждому клиенту eMatrix будет выделяться кредит. Если торговая система оправдает его ожидания, то он оплачивает пробные месяцы и продолжает работать. В противном случае - не платит ничего и его просто отключают.

Первыми клиентами eMatrix стали шесть Интернет-магазинов eHouse (президент холдинга eHouse Рустем Ахияров утверждает, что за шесть месяцев 2000 г. их общий оборот составил 5,7 млн. долл.).

Хуан Фишер: “Разработчики пытались сделать интерфейс системы eMatrix максимально простым и удобным”

По словам г-на Улендеева, в базе данных eHouse хранятся сведения примерно о 7600 участниках российского компьютерного рынка (в том числе о 150 дистрибьюторах). По его оценкам, к концу 2000 г. клиентами eMatrix станут около 500 компаний. Разработчики утверждают, что система eMatrix не предназначена для разрушения уже сложившихся цепочек продаж. Наоборот, она создана для того, чтобы облегчить работу продавцов и покупателей компьютерной техники и оборудования, так как с ее помощью реселлеры смогут находить поставщиков, с которыми еще никогда не работали, а дистрибьюторы - выходить на неизвестных им ранее дилеров. Кроме того, у тех и других отпадет необходимость тратить немалые деньги на анализ ценовой конъюнктуры рынка.

Интересно отметить, что присутствовавшие на презентации eMatrix топ-менеджеры дистрибьюторских фирм (по крайней мере те, с которыми мне удалось поговорить) отнеслись к появлению электронной системы без особого энтузиазма. Многие из них опасаются, что интенсивное использование такого рода торговых площадок неминуемо приведет к снижению нормы прибыли.

Генеральный менеджер системы eMatrix Хуан Фишер (Huan Fisher) сообщил, что 1 сентября eMatrix начнет работать в Словакии, 20 сентября - в Чехии, в октябре стартует польский eMatrix, а в ноябре - венгерский. Со временем все эти системы будут объединены в единую матрицу, так что работы впереди еще очень и очень много.

eHouse: (095) 719-0521.

    

Мнение дистрибьюторов

Алексей Масленников, директор по маркетингу компании “Дилайн”: Во многих отношениях проект eMatrix еще сыроват, хотя заложенная в него бизнес-логика заслуживает внимания. Если организаторам в короткие сроки удастся устранить некоторые нестыковки, имеющиеся в проекте, то, на наш взгляд, он может претендовать на коммерческий успех. Правда, позиционирование eMatrix как индикатора всего рынка вряд ли себя оправдает. Тем более что площадок подобного рода может появиться много, даже больше, чем нужно рынку. Вспомните начало 90-х, когда Россия по количеству бирж была “впереди планеты всей”. Я не думаю, что при успешном развитии данного проекта глобально изменится существующая цепочка дистрибуции, так как помимо цены существует еще масса других аспектов, которые нельзя не учитывать. Подавляющее большинство дилеров уже давно имеют возможность достаточно оперативно анализировать ценовую конъюнктуру рынка, и в то же время “Дилайн”, не являясь ценовым лидером, продолжает наращивать объемы бизнеса и расширять дилерскую сеть. Так что бытующее мнение, что основной ценностью дистрибьютора является “оптимальная” логистика и тесно связанная с ней цена “на выходе”, неверно. eMatrix скорее стоит рассматривать как дополнительный технологичный инструмент.

Алексей Терентьев, генеральный директор компании DPI: В целом был представлен проект новой и, на мой взгляд, перспективной информационной системы для электронных торгов. Однако не было показано никаких механизмов регулирования взаимоотношений между пользователями данной системы. Таким образом, был предложен вариант обезличенных бесконтрольных торгов. Кроме того, возникают вопросы, на которые пока нет ответа, а именно: как разработчики позиционируют систему, на кого она нацелена? Без ответов на эти вопросы нет и будущего у системы. Однако если ее создатели предложат простой и четкий механизм взаимодействия продавец - покупатель в данной системе, т. е. перейдут к понятию “биржа”, от которого они мягко уходили на презентации, а главное, четко обрисуют перспективы развития такой системы, она может иметь все шансы на успех. Хорошо уже то, что создатели решились на эксперимент (пусть даже это дань сегодняшней моде), а как сложится будущее eMatrix - это покажет дальнейшее обсуждение достоинств и недостатков системы с ее потенциальными клиентами.