В последнее время появился интерес к коммуникациям, которыми можно воспользоваться в средствах передвижения.

Компания Ford Motor и фирма Qualcomm объявили в августе о создании совместного предприятия по производству Web-оборудования для автотранспорта. Новая компания под названием Wingcast призвана превратить мобильный Web-доступ в столь же обыденную вещь в машине, как радиоприемник. Нечто подобное собирается предложить нынешней осенью и корпорация General Motors (GM).

Опытный образец приборной доски Ford в форме видеоконсоли

Но при сохранении нынешних тенденций развития рынка не исключено, что эти симфонии Web-служб будут звучать в пустом зале. Основная причина - расширение беспроводного доступа при помощи сотовых телефонов и PDA (персональных цифровых помощников).

“Зачем нужно встраивать беспроводные службы в автомобиль, если все это и так доступно с сотового телефона или PDA, причем этот рынок растет в бешеном темпе? - спрашивает Арт Спинелла, аналитик фирмы CNW Marketing/Research (Бэндон, шт. Орегон). - Я не вижу тут никаких перспектив”.

Это мнение, похоже, подтверждают опросы CNW. Лишь 8% потенциальных пользователей ответили, что хотели бы иметь в своем автомобиле Web-доступ, если его цена не превысит $25 в месяц. Служба OnStar корпорации GM стоит примерно $40 в месяц; по словам представителей Ford, ее услуги Wingcast будут обходиться от $10 до $30 в месяц.

Производителей не смущают данные CNW, у них есть свое мнение. В ближайшие месяцы GM представит, по словам ее официальных лиц, первые в мире образцы автомашин, оборудованных доступом в Интернет: 2001 Cadillac DeVille и Seville. К концу будущего года компания планирует встроить Web-доступ в 32 из своих 54 моделей автомобилей.

Помимо стандартных аксессуаров дорогостоящих автомашин, новые модели GM будут иметь систему OnStar Virtual Advisor, позволяющую выбрать различные Web-службы, включая электронную почту, доставку новостей, сводок погоды, спортивной информации и котировок акций.

У водителя появится возможность пересылать пришедшую на его имя электронную почту в службу OnStar, которая зачитает ему полученные сообщения с помощью системы преобразования текста в речь. Чтобы не мешать вести машину, все эти службы будут управляться голосом.

Не желая перегружать автомобильные Web-системы избыточными функциями, Ford и GM планируют обеспечить доступ к своим Web-службам через сотовые телефоны пользователей, подключаемые к автосистеме.

“Мы пытаемся превратить транспортное средство в узел коммуникаций и хотим воспользоваться уже существующими технологическими достижениями”, - сказал президент OnStar (Трой, шт. Мичиган) Чет Хубер.

Автомобилестроители еще не слишком спешат осваивать эту область, известную под названием телематика. Служба GM OnStar, которая существует несколько лет для владельцев Cadillac и имеет ныне порядка полумиллиона абонентов, предоставляет информацию о придорожном сервисе, службы происшествий и осуществляет мониторинг передвижения автомобиля. Аналогичной службой Ford под названием RESCU могут воспользоваться обладатели машин марки Lincoln.

Однако появление надежного и высокоскоростного беспроводного доступа в Интернет побуждает автомобилестроителей задумываться о дополнительных источниках прибылей, не говоря уже о перспективе иметь сведения об информационных предпочтениях своих покупателей.

GM собирается создать Web-страницу My OnStar, позволяющую подписаться на желаемый тип информационного и развлекательного контента для доставки в салон автомашины. Затем компания сможет использовать эти данные для изучения состава и интересов своих клиентов.

Хотя автомобилестроители думают превратить подобные службы в реальный источник новых доходов, аналитики считают, что это будет для них очень трудной задачей.

“Производители надеются сделать деньги на телематических услугах, однако беспроводные службы выходят за рамки их основной деятельности. Это все равно что прицепить самолет на буксир к гребной лодке”, - заметил Джонатан Лоуренс, аналитик в области телематики инвестиционного банка Dain Rauscher Wessels (Нью-Йорк).

Изготовители автомобилей верят, что со временем публика уже не сможет обойтись без таких служб. “Покупателям нужно свыкнуться с новой технологией. Но коли она родилась на свет, то вскоре появится и спрос”, - сказал Майкл Смит, менеджер по бизнес-стратегии отделения Telematics (Дирборн, шт. Мичиган) компании Ford.