Окончание интервью с генеральным директором фирмы Actis Systems Павлом Черкашиным *1

_____

*1. Первая часть интервью опубликована в предыдущем номере PC Week/RE на с. 25.

PC Week: Сейчас продолжается ажиотаж вокруг электронной коммерции. А как реально это сказалось на Actis Systems и что является наиболее востребованным?

Павел Черкашин

П. Ч.: В рейтинге популярности на первое место сейчас, конечно, попадают торговые площадки, как самая модная и привлекательная технология. Заказов здесь пока единицы, но зато это большие проекты. Сейчас мы выполняем большой заказ по построению биржи для торговли бананами через Интернет.

PC Week: Такие проекты оцениваются очень дорого, как минимум в 2 млн. долл. А в чем их сложность и почему такая высокая цена?

П. Ч.: Цена определяется гарантией устойчивости. Это как с компьютером. Допустим, мы поставили старенький компьютер, надежность работы которого составит 99%. Если захотеть увеличить этот показатель до 99,9% - стоимость компьютера повысится вдвое, до 99,99% - еще вдвое, а до 99,999% - впятеро. То же самое и здесь. Если стоимость транзакций, совершаемых через систему, составляет миллионы или общий объем этих транзакций колоссален, то компания вложит столько денег, сколько необходимо, чтобы гарантировать, что каждая из этих транзакций будет совершена правильно и не потеряется. Этим и определяется высокая цена. Ну и, конечно, спекулятивными, завышенными ожиданиями на рынке.

PC Week: Насколько, по вашему мнению, оправдан ажиотаж, связанный с инвестициями в Рунет? Может быть, просто волна с Запада?

П. Ч.: Я отношусь к этому следующим образом. Использование Интернет-технологий приводит к некоторому росту экономического потенциала. Долгое время этот фактор сильно недооценивали. Потом какое-то время он оказывается переоцененным. Затем оценка по “спадающим волнам” колеблется и в итоге приходит в соответствие с реальностью. Мы сейчас находимся в точке, когда позитивное влияние Интернет-технологий на экономический потенциал еще недооценено. На устранение этого зазора уйдут месяцы.

В нашей стране такое положение определяется отсутствием культуры автоматизации. С одной стороны, это плохо, с другой - хорошо, так как дает большую фору Интернет-технологиям, использование которых на Западе часто сдерживается существующей инфраструктурой. Если 10 лет назад была куплена мощная система управления предприятием, пусть даже для решения таких традиционных для Интернета задач, как работа с клиентами и бизнес-партнерами, а срок ее амортизации 30 лет, то менеджер очень хорошо подумает, стоит ли на полпути перескакивать на новую технологию.

PC Week: Интересно, что до сих пор в России было четыре инвестиционные компании, которые разыгрывали пул примерно в сто миллионов долларов. А в последнее время активизировались швейцарские команды...

П. Ч.: Не только швейцарские. Тот же австрийский фонд RedStars активно ведет инвестиционную политику. Немецкие инвесторы зашевелились, из Англии приезжали - в основном инвестиционные банки. Основная проблема заключается в том, что существует очень много инвесторов, которые обладают небольшими деньгами, до полумиллиона, и не хотят этими деньгами рисковать. Но реально такой инвестор может вложить только в start-up с крайне высоким уровнем риска. В устойчивую частную компанию он вкладывать не может, так как стоимость транзакций на такое вложение огромна, он больше потратит на юристов. Проблему решает открытый рынок, но у нас его нет, а то, что сейчас пытаются создать, - очень рискованное дело, и выход на такой рынок - это огромный риск. Может быть, это сработает хорошо, а может быть, котировки обвалятся и потащат за собой компанию.

PC Week: Компания рискует потерять лицо, потому что денежных потерь здесь вроде бы нет.

П. Ч.: Нет, возможны потери, связанные с неполучением инвестиций. Если капитализация компании упадет из-за того, что какой-то умный аналитик напишет, что сервисный бизнес в области Интернета в России больше не перспективен, компания окажется не способной привлечь деньги в рамках своих ожиданий, а это и есть потеря денег, и из этой ямы уже никак не выбраться. Чтобы поднять котировки, нужно скупать свои акции, а на это требуются дополнительные деньги. Такой риск всех очень пугает. Но сам подобный инструмент бывает очень нужен. Может быть, это будет инструмент для каких-то фондов, скажем для фонда вложений, объединяющего мелких инвесторов.

PC Week: А есть ли какие-то предположения насчет того, чего стоит ждать на рынке в ближайшее время?

П. Ч.: Да. В первую очередь нужно ожидать большого бума, связанного с оффшорным программированием и аутсорсингом, это очевидно. Сейчас над этим полем такие тучи сгущаются, что грозы не миновать.

PC Week: А что, индийцев уже не хватает?

П. Ч.: Индийцы весной оценили мировую потребность в IT-специалистах в миллион человек в год. Сама же Индия производит порядка 150-200 тыс. специалистов в год. Так что разница очевидна.

PC Week: А Россия - 6 тысяч в год?

П. Ч.: Сейчас, по данным, кажется, IDC, экспорт аутсорсинговых сервисов из России составляет 70 млн. долл. Значит, по такому принципу у нас работает порядка 8 тыс. человек. Здесь виден потенциал. Даже если половина из той машины, которая производит хороших, талантливых, грамотных специалистов, включится в эту деятельность, уже будут миллиарды долларов. Моя поездка в Германию показала, насколько там велик ажиотаж по этому поводу. Вопрос только в менеджменте и качественном сервисе.

PC Week: Ажиотаж вокруг иммиграции в Германию, кажется, спал?

П. Ч.: Все правильно. Мы опубликовали в Германии большую статью, посвященную аутсорсингу и оффшорному программированию, в которой выступили с жесткой критикой политики грин-карт. Я считаю, что с этим нужно активно бороться, потому что это неправильный путь. Если им завтра понадобятся повара, они дадут грин-карту поварам. А Россия рискует специалистов потерять. Страна должна защищать свои интересы, должна стремиться удерживать людей. Аутсорсинг - хороший шанс для того, чтобы возвращать людей, которые знают технологию, знают принципы управления проектами, имеют связи. Люди возвращаются из Штатов. В Actis уже работает больше десятка граждан других стран. Я думаю, будет волна еще сильнее, волна возврата эмигрантов.

PC Week: Здесь должна быть поддержка со стороны госструктур, а они ведут себя совершенно аморфно, их позиция не видна.

П. Ч.: Мне сложно пока судить об этом, конечного результата действительно не видно. Но некоторый прогресс все же есть: какие-то мероприятия постоянно устраиваются в Белом доме, организуются встречи с министрами. Чувствуется, что они еще далеки от того, чтобы правильно все понять, но, по крайней мере, они декларируют заинтересованность в разрешении сложившейся ситуации. Более того, есть некий принцип рынка как саморазвивающейся силы. Даже если решится вопрос с налогами на заработную плату, это уже приведет к изменению на 30% всей структуры расходов таких компаний, как наша.

PC Week: Вы имеете в виду налоговый кодекс, вводимый с нового года?

П. Ч.: Да. Это сразу же увеличит конкурентоспособность России с Индией и всеми остальными.

PC Week: А что еще государство должно сделать?

П. Ч.: Вторая область - это образование...

PC Week: Государство, заботясь о будущем, и так обязано вкладывать в образование деньги.

П. Ч.: Конечно. Но я сейчас говорю не столько о вкладывании денег, сколько об организации эффективного механизма, который даст компаниям наподобие нашей волю в плане работы со студентами. Это скорее вопрос перестройки системы образования. Обучение должно стать более прикладным, чтобы специалист, выходящий из института, был не теоретиком, а хорошим практиком или по крайней мере начинающим практиком. А сейчас выходят теоретики. Программисты в институтах изучают Паскаль, а дома втайне от всех - Java, потому что им это интересно. Если бы их в вузе обучали Java, это значительно облегчило бы всем жизнь. Я это несколько утрирую, но принцип верен.

PC Week: Общий уровень математической подготовки высок - значит, получается, что “переобразованы”?

П. Ч.: В каком-то смысле да. У них действительно очень хорошее систематическое образование, все расставляющее по своим местам, но в нем есть некоторый перебор, вместо которого можно было бы вставить прикладную часть. Причем люди сами в этом заинтересованы. Огромные инвестиции со стороны государства не нужны. Может быть, это скорее вопрос маркетинга, PR-активности: заявить на мировом рынке, что Россия готова принимать заказы, что у нее есть специалисты.

PC Week: Аутсорсингу до сих пор всегда мешали налоговые службы. По-прежнему ли актуальны эти проблемы?

П. Ч.: Я не буду вдаваться в подробности, но на общем уровне со стороны налоговиков наблюдается некоторое непонимание сути. Это касается не только аутсорсинга, но любой консалтинговой работы. Если компания покупает и продает консалтинг, значит, она просто отмывает деньги, что же еще? Особая путаница начинается, когда дело касается заграницы, возврата НДС. Но обычно это вопрос разъяснения, согласования, разумного отношения конкретных должностных лиц. Мы, кстати, в октябре собираемся спонсировать секцию гарвардской конференции, посвященную электронной коммерции. Будут обсуждаться судьбы России, экономическая, политическая ситуация, готовится наш доклад, посвященный электронной коммерции. Эта конференция - то, во что переродилась комиссия Гор - Черномырдин.

Теперь она спустилась на уровень министров и бизнесменов. Этой зимой они провели эксперимент. Обычно у них стоят два блока докладов, посвященных политике и экономике, а они поставили еще блок, посвященный электронной коммерции и развитию новой экономики в России. Как ни странно, именно этот последний собрал самое большое количество народу в Вашингтоне. Выступило несколько человек, нам тоже дали слово, и это тоже имело положительный эффект. Такие вещи государство могло бы организовать, не вкладывая деньги. Очевидно, что просить сейчас у государства денег бесполезно. Лучше просить что-то практичное. А деньги бизнес сам принесет.

Сейчас самый главный сдерживающий фактор заключается не в том, что клиенты не готовы платить, а в том, что никто не готов предоставить высококачественный сервис. Если компания захочет за два миллиона построить сложный бизнес, налетит толпа подрядчиков, но многие ли из них смогут дать продукт такого уровня, какой нам может предоставить Запад? Теперь компании будут учиться делать эти проекты, а учиться лучше на Западе. Эта модель себя хорошо показала. Мы сделали несколько крупных электронных магазинов для западных компаний, а потом построили аналогичную систему здесь. Мне кажется, такой опыт помог бы компаниям развивать бизнес в России.

PC Week: Сейчас многие западные компании собираются открыть в России оффшорные фирмы. Похоже, что конкуренция за такие проекты будет большой?

П. Ч.: Для нас важно не захватить рынок (ни одна из компаний не переварит его), а просто создать поток, чтобы все поняли: есть такая индустрия, Россия - это хорошо и совсем не страшно. Во время переговоров у западных заказчиков часто всплывает совершенно дурацкий аргумент, что русские, конечно, гениальны, но не умеют работать в команде. А вот у индийцев и английский - родной, и в команде они хорошо работают. Такое впечатление складывается у заказчиков, которые когда-то обожглись, пытаясь взаимодействовать непосредственно с отдельными россиянами, занимающимися выполнением аутсорсинговых работ. Когда разговор переходит на такой уровень, помогает следующий вопрос. Атомную бомбу можно в одиночку сделать? Это коллективная работа или индивидуальная? Коллективная.

PC Week: Спасибо за беседу.

Беседу вели Эдуард Пройдаков и Владислав Боркус.