Число аукционов в Рунете уже давно перевалило за десяток, и закономерен вопрос: а чем объясняется этот рост? Есть ли у этих проектов перспектива достичь окупаемости в стране, характеризующейся низким уровнем исполнения данного слова и отсутствием инструментов, гарантирующих совершение заключенных сделок? Обсуждение этих вопросов состоялось на сентябрьском семинаре РОЦИТ, собравшем представителей аукционов Molotok.ru, Stavka.ru, Auctions.ru, C99.ru и магазина Colibri.ru, также имеющего свой небольшой аукцион.

Как выяснилось, российские аукционные проекты пока еще не прибыльные, но и не особо затратные. Кроме того, они строятся по нескольким существенно различающимся бизнес-схемам. Например, самый крупный отечественный аукцион Molotok.ru, развиваемый инкубаторско-инвестиционной компанией NetBridge, намечает получать доходы двумя способами: от рекламы (баннеры, спонсоры, привилегированные лоты) и взимая плату за операции - за размещение лота, комиссию со сделки, страхование лота, его доставку.

Первый из этих способов активно эксплуатируется уже сейчас. Например, пользователи могут сделать свой лот привилегированным (это стоит $0,5-$1), что, по словам менеджера по маркетингу NetBridge Юлии Сигуновой, увеличивает вероятность его продажи вдвое. Что же касается второго, то к нему компания планирует прибегнуть с лета 2001 г., когда появятся подходящие системы онлайн-платежей. (Над их созданием работает ряд банков, включая Альфа-банк, ГУТА-Банк и др.).

Также в NetBridge рассчитывают на то, что в Рунете сработает одна закономерность, прослеживающаяся на Западе: малый бизнес стремится продавать свои товары через большой аукцион, так как здесь брэнд такого аукциона заменяет брэнд самой компании. Пока, правда, на Molotok.ru приходят в основном крупные фирмы. Например, авиакомпания Lufthansa в октябре будет выставлять здесь на аукционные торги свои билеты; ее целью, конечно, является не получение прямого дохода, а реклама своих услуг.

Интересен и вопрос о расходах на содержание сайта. Как говорит Юлия Сигунова, сейчас, когда этап его активной рекламной кампании завершился, траты в основном связаны с поддержкой сайта, а поэтому невелики. Достичь же операционной окупаемости сайта планируется к лету следующего года, а еще через год должны окупиться все инвестиции в него.

Сейчас на Molotok.ru выставлено 18 тыс. активных лотов, его посещают 7000 человек ежедневно, а число зарегистрированных пользователей составляет 55 тыс. Средняя цена сделки - $75, причем сделки регистрируются по 30% лотов. Наиболее популярными категориями являются нумизматика, книги, видео, компьютеры и товары, не реализуемые через розничную сеть.

Сервисная модель

Совершенно иной модели бизнеса придерживаются разработчики проекта Stavka.ru, развиваемого в рамках Интернет-инкубатора компании A.Partners (www.internet-incubator.ru). Они ориентируются на сервисный путь, т. е. на получение дохода от “пристраивания” аукционных технологий к существующим порталам и Интернет-магазинам. “Ставка” предлагает им решение “под ключ”. Более того, с октября владелец любого сайта сможет пристроить к нему аукцион автоматически, заполнив всего несколько форм на Web-узле Stavka.ru. При этом дизайн партнерских аукционов получается такой же, как и дизайн их сайтов-носителей. Сейчас у проекта примерно десять партнерских аукционов.

Проект строится по технологии ASP (Application Service Provider), т. е. физически все создаваемые аукционы и их базы данных размещаются на технологической платформе компании A.Parnters. Это позволяет “Ставке” предоставлять на своем узле доступ к объединенной БД лотов со всех аукционов - участников системы. Деньги создатели этого проекта зарабатывают вставкой рекламных блоков и размещением рекламы товаров в специальной promo-зоне. С партнеров, однако, денег брать не будут.

Руководитель проекта Егор Кинша рассказал и еще об одном перспективном канале доходов. Вместе с порталом “Бионлайн” предоставляется возможность контроля за ходом торгов с мобильного телефона, а в перспективе с него можно будет и делать ставки. Теперь, когда SMS в “Би Лайне” стал платным, “Ставка” намерена брать свой процент.

В целом, как считает Егор Кинша, аукционы будут окупаться, но должны появиться качественные платежные системы и другие инфраструктурные решения, что произойдет через несколько лет. Это не касается “Ставки”, позиционирующей себя больше как технологическую компанию.

Другие способы заработка

Сайт Auctions.ru придерживается третьей бизнес-модели аукциона: использование его для расширения деловых контактов. По словам его руководителя Виктора Блинкова, этот проект - малобюджетный. Сам аукцион денег не приносит, хотя почти окупается. Деньги же его создатели зарабатывают, предоставляя дополнительные услуги: перевод текстов на иностранные языки, создание корпоративных сайтов и пр. На Web-узле действует также Интернет-магазин по торговле товарами народных промыслов.

Использование аукциона в качестве инструмента поиска партнеров требует от его разработчиков некоторых затрат на маркетинговую поддержку. Так, например, они организовали на сайте новостные рассылки по проблемам аукционов вообще, поддерживают сам аукцион, выставляя на нем товары по специальным ценам или скупая лоты, выставленные потенциально интересными партнерами. Также аукцион предоставляет пользователям полное сопровождение сделки, включая доставку покупки курьером.

Как правило, торги на Auctions.ru происходят в режиме реального времени, зачастую здесь осуществляются мелкооптовые сделки между предприятиями. Компании-участники используют Auctions.ru для поиска партнеров и оценки спроса на предлагаемую ими продукцию. Сейчас на сайте зарегистрировано 4000 пользователей, осуществляется 200 сделок в месяц, а число партнеров достигло 50.

Чем-то похожую модель бизнеса использует аукцион C99.ru. По словам его представителя Владимира Мартиросова, этот аукцион уже окупается, хотя и весьма оригинальным образом: проект позволил найти нескольких важных клиентов для его инвестора (банка), а оборот с их операций покрыл все издержки на поддержку сайта.

В рекламно-маркетинговых целях действует и персональный (т. е. торгующий только своим товаром) аукцион при Интернет-магазине Colibri.

Кто правильней?

Ничего удивительного, что все представители компаний считают свои схемы наиболее верными. Это выяснилось на завязавшейся на семинаре дискуссии.

Например, г-н Мартиросов не ожидает окупаемости затратных схем в России (читай - сайта Molotok.ru), предрекая им большие проблемы. Он полагает, что если через несколько лет на этом рынке окажется хотя бы несколько сотен миллионов долларов, то это будет хорошо. Александр Бурмистров из Colibri также думает, что на сайте Molotok.ru каждый посетитель обходится слишком дорого. Ему больше нравится модель Stavka.ru, в которой аукцион приходит на уже готовую аудиторию. Он считает вполне вероятным, что каждый крупный сайт создаст собственный аукцион, как это было на Западе, где свои аукционы выстроили Yahoo! и Amazon.com.

Егор Кинша полагает, что у персональных аукционов и аукционов типа Auctions.ru прекрасные перспективы, так как к ним высоко доверие пользователей (заметим, что “Ставка” вскоре обещает предложить услугу по созданию таких сайтов). Он также считает перспективными модели типа Price.ru, где деньги берутся за выставление материалов. Как легко догадаться, представители Molotok.ru смотрят на свое будущее с гораздо большим оптимизмом.

Однако все участники сошлись в одном: специальные региональные аукционные сайты не будут иметь перспектив, поскольку им очень сложно набрать “критическую массу”, необходимую для окупаемости проекта. Так что региональным пользователям рекомендуется применять фильтры по городам, подобные имеющимся, скажем, на Molotok.ru.