КОНФЕРЕНЦИИ

По многим признакам инвестиционный бум вокруг так называемых Интернет-компаний в отечественном сегменте Сети начинает спадать и все громче голоса тех, кто играет на этом рынке на понижение. Это вовсе не означает, что Интернет-бизнес сворачивается, просто меняется доминирующая модель поведения инвесторов и соискателей финансовой поддержки. Все это в очередной раз продемонстрировала дискуссия, развернувшаяся на октябрьской конференции “Интернет-услуги для политики, экономики, бизнеса и финансов” (www.radisson.ru) в Сочи.

Конференция прошла в режиме бесконечного круглого стола

 

Организатору конференции, компании “Аурамедиа”, не удалось достичь изначально поставленной цели - собрать вместе видных представителей Интернет-бизнеса и руководителей предприятий, политиков, финансистов и других топ-персон из “реального” мира. Приехали в основном интернетчики (около 50 человек), которые были вынуждены прямо по ходу конференции менять содержание своих докладов, вынося на обсуждение вместо задуманного ликбеза злободневные внутренние проблемы. И, возможно, именно благодаря импровизации разговор получился хоть и сумбурный, но на редкость интересный и содержательный - этакий самоорганизующийся круглый стол non-stop.

Конечно, главная тема, которая волнует всех, - деньги. Волна инвестиций, на которые было раскатали губы многие разработчики Интернет-проектов, явно пошла на спад. Виртуальное сообщество находится в неком переходном состоянии - кто-то уже понял, что миллионов за готовые сайты, в которые вложены десятки тысяч долларов, им не получить, а кто-то по-прежнему надеется быстро и легко заработать огромную прибыль. Соответственно одни инвесторы еще окончательно не отказались найти готовый выгодный проект на перепродажу, другие же пришли к выводу, что покупать ничего не будут, а станут сами растить Интернет-предприятия под своим полным контролем. Так что каждый из них ставит намеренно опущенную в заголовке статьи запятую по своему усмотрению.

Среди компаний, явно играющих на понижение, - недавно образованная Arrava Internet Management (www.arrava.com), возглавляемая бывшим вице-президентом ЮКОСа по информационным технологиям Ильей Пономаревым. Эта фирма вышла на рынок с хорошо отлаженной идеологией выращивания проектов по схеме: идея - бизнес-концепция - персонал - инвестор - компания - управление проектом. Такой подход они уже испытали на себе, вырастив два проекта и раскручивая очередной - интерактивное телевидение (см. PC Week/RE, № 39/2000, c. 38). Г-н Пономарев убежден, что создавать Интернет-компании с нуля, нанимая нужных людей, гораздо рентабельней, чем покупать готовые со сложившейся командой и менеджментом. Его уверенность зиждется на экспертных оценках российского рынка Интернет: услуги - 1 млн. долл., реклама - 3-4 млн. долл., Web-дизайн - 4-5 млн. долл. “В реальном секторе экономики нормальная для России доходность в 30% сейчас достигается за три года, - отметил г-н Пономарев. - А стоит ли, вложив 5 млн. долл., захватывать львиную долю в любом сегменте Интернет-рынка, чтобы иметь оборот всего лишь в 2-3 млн. долл. с рентабельностью 20-30%?”.

Что касается строительства проектов в расчете на будущую капитализацию, скажем, на какой-нибудь американской бирже, то эта игра требует хорошего понимания западных правил. По словам г-на Пономарева, американцы предпочитают, чтобы компания не зависела от команды. Претендентам на инвестиции нужно доказать, что они не лыком шиты, - имеют технологии, защищенные патентами, и прочие серьезные атрибуты. Кроме того, на Западе уже хорошо понимают, что утверждение “Россия богата высококвалифицированной дешевой рабочей силой” - миф. С другой стороны, компании Arrava приходится преодолевать еще одну распространенную и совершенно невыгодную для нее точку зрения, что менеджмент и Россия - понятия несовместимые.

Близкие по концепции представления об инвестициях в российский Интернет и у инвестиционной финансовой компании “Метрополь” (www.metropol.ru). Андрей Беспалов, главный аналитик управления активами, считает, что ситуация, когда 3-5 млн. долл. достаточно для захвата 30-40% любого сегмента этого рынка, - плохая, неустойчивая и неинтересная для серьезного инвестора. “Толпы рыскающих инвесторов лишь создают иллюзию притока денег”, - утверждает он. Проектный менеджер “Метрополя” Владимир Мартьянов полагает - покупать что-то готовое невыгодно: либо это неадекватно дорого, либо продавцы не хотят терять бразды правления, либо все вместе. Но Интернет-бизнесом его компания заниматься будет, создав свой инкубатор и полностью контролируя управление проектами.

Кроме темы инвестиций участники конференции успели обсудить и несколько любопытных конкретных проектов. Так, Максим Захаренко, коммерческий директор фирмы “Гарант-Парк-Интернет” (www.metric.ru), рассказал о разработке Интернет-интерфейса системы поддержки часто летающих пассажиров “Аэрофлота”. Очевидно, что, как всякий уважающий себя авиаперевозчик, “Аэрофлот” просто обязан иметь систему типа лоялти. Сейчас из-за низкого уровня технического оснащения и организации учета постоянные аэрофлотовские пассажиры лишены того уровня сервиса, который имеют такие клиенты зарубежных компаний, поэтому первый шаг руководства “Аэрофлота” в сторону Интернета очень важен. Максим Захаренко уверен, что с помощью даже таких небольших проектов прививается новая культура, а сами они потянут за собой перестройку организации бизнеса всей корпорации.

Координатор МГК “Сигма” (www.invest-expert.com) Сергей Нехаев познакомил участников конференции с весьма интересным начинанием - встраиванием Интернета в общую инфраструктуру реальных производственных комплексов (отраслей экономики) и превращением таких конгломератов в информационные комплексы. “Современному материальному производству нужен новый уровень информатизации, и Интернет позволяет создать требуемую информационно-коммуникационную инфраструктуру, - заявил он. - Сеть - инструмент ведения реального бизнеса, а Интернет-решения - системные для любого отраслевого и территориального бизнеса”. Основываясь на собственной концепции, компания “Сигма” сейчас разворачивает пилотный проект интернетизации рыбной отрасли (www.internevod.com), на котором намерена продемонстрировать новую модель консолидации предприятий отрасли в едином информационном пространстве. Интересно только, как все это уживется с нынешней министерской структурой? Или не за горами эра электронных министерств?

Николай Гарбуз из компании AMT Group (www.amt.ru) рассказал о техническом базисе проекта “PR в Интернете” (most.intervision.ru), позволяющем быстро и эффективно развертывать систему телевидеоконференций и проводить в Сети широкомасштабные пресс-конференции и другие массовые акции. Теперь их организаторы получили возможность транслировать события прямо через свои веб-сайты. Как выяснилось, одна из главных технических проблем при проведении онлайновых пресс-конференций - на ней акцентировал внимание Хачатур Арушанов из InfoArt (www.infoart.ru) - преобразование речи в текст в реальном масштабе времени. К сожалению, все это приходится делать вручную, что, несомненно, тормозит передачу информации гораздо больше, чем пропускная способность канала связи.

В заключение отмечу важную тенденцию в развитии российского Интернет-рынка, - в Рунет приходит все больше людей из реального бизнеса, со своими связями, деньгами и представлениями о менеджменте. Большинство считает эту тенденцию положительной. Лозунг “Нет Интернет-бизнеса, есть просто бизнес” сегодня звучит все чаще. Хотя если так пойдет дальше, нынешняя Интернет-тусовка рискует превратиться в некую резервацию, умную, веселую, генерирующую массу идей, но все более отдаляющуюся от реального контроля за Интернет-бизнесом.