Сильная конкуренция между Интернет-провайдерами (ISP) и предложение услуг конечного доступа крупными телекоммуникационными компаниями заставляют ISP искать новые пути развития своего бизнеса. Научный редактор PC Week/RE Владислав Боркус обсудил сложившуюся ситуацию с Виктором Кутуковым, генеральным директором “Демос-Интернета”, одного из ведущих российских Интернет-провайдеров.

Виктор Кутуков

PC Week: У меня сложилось впечатление, что почти все российские Интернет-провайдеры снизили активность в последние годы, их развитие несколько затормозилось. Так ли это?

Виктор Кутуков: Нет. Развитие идет планомерно. Правда, внимание публики больше занято новыми концепциями, связанными с электронной коммерцией, порталами, информационными системами. В начале года в этой области наблюдалась большая активность, был поток инвестиций, много шуму в прессе. Но теперь все кончилось, потому что доходов там нет, а на долгое финансирование рассчитывать тоже не приходится. Интернет-провайдинг же перешел в зрелую стадию рутинной работы. Примерно то же самое происходит и с телефонными компаниями. О них мало кто пишет, хотя вводятся новые мощности, прокладываются кабели - словом, идет обычная работа по расширению спектра услуг, развитию инфраструктуры, привлечению новых абонентов, клиентов и т. д. Но в новостях нет эффекта разорвавшейся бомбы.

С другой стороны, темпы развития Интернета, на мой взгляд, существенно отличаются от ожидаемых. Если в 1998 г. все говорили об удвоении числа абонентов за девять месяцев, то на конец 1999-го мы имеем все те же два миллиона абонентов, и их количество прирастает (по моим собственным оценкам, полученным по итогам разговоров с различными провайдерами) всего на 50-70% в год.

PC Week: Как “Демос” ведет свою рутинную работу, что достигнуто за последнее время?

В. К.: Мы себя позиционируем как провайдера, ориентированного на корпоративного пользователя или на бизнес как таковой, т. е. на предоставление комплексных услуг, включающих доступ в Интернет, Web-дизайн, Web-хостинг, размещение серверов (так называемый collocation - колокейшен) и с недавнего времени IP-телефонию (Voice-over-IP или VoIP).

При этом делаем ставку на обеспечение высокого качества услуг, для чего развиваем модемный пул (здесь мы не боремся за рынок массового клиента, т. е. ценовую войну не ведем), стремясь увеличить пропускную способность своей технологической внутренней сети и зарубежных каналов. Сегодня суммарная емкость наших каналов в Европу и США составляет 90 Мбит/с - замечу, что год назад она была в девять раз меньше.

PC Week: Кажется, провайдеры увеличивают емкость внешних каналов с той же скоростью, с какой падает их стоимость. Так ли это?

В. К.: Цены на связь действительно упали очень сильно, но стал дешевле и доступ, в том числе по выделенным линиям. Поэтому происходит взаимная компенсация.

Как это ни прискорбно, на рынке услуг выделенных линий началась ценовая война. Основные игроки - “Голден Телеком”, “Ростелеком”, Cable&Wires (он продает почти все типы услуг, но имеет мало точек присутствия и в основном ориентируется на провайдеров), “ПТТ-Телепорт” c проектом “Точка-ру”, мы, “Релком”, “Зенон”, “Элвис-Телеком” - очень активно конкурируют друг с другом. Нельзя сказать, что идет обвал цен, как в свое время на рынке коммутируемых линий, но цены регулярно снижаются.

Выделенная линия 64 кбит/с с 2 Гб трафиком стоит от $50 до $120 за IP-порт. Это бросовые цены, столько же человек платит за dial-up. Например, у Cityline круглосуточный dialup-доступ стоит $36, а выделенная линия 64 кбит/с у “Ростелекома” - $50. Вопрос только в цене прокладывания линии, и тут начинаются разные отклонения. Кто-то может использовать медь МГТС, кто-то - нет. У Golden Line линия стоит $150, у МГТС - существенно дешевле.

PC Week: Чем еще выделяет себя “Демос” на этом фоне?

В. К.: Мы выходим на рынок с услугами колокейшена и Web-хостинга. Колокейшен означает, что пользователь размещает у нас свое оборудование со своим ПО. В случае Web-хостинга мы предлагаем услуги по аренде виртуального пространства.

PC Week: Было еще третье направление - Application Service Providing (ASP).

В. К.: Да, аренда приложений по сути является сильным развитием Web-хостинга. Но эта услуга пока не востребована. Хотя к ней дело идет - по своему опыту мы видим, что в Интернет переводится все больше бизнес-процессов, например работа с клиентами (системы оформления заказов, просмотра их состояния, уведомление о получении товара). Провайдеру также передается ведение корпоративной почты, так как поддерживать почтовый сервер силами самой компании все сложнее - нужно иметь круглосуточную смену, мощный канал, мощную технику, большие накопители. Все это стоит денег. То же касается и систем документооборота.

Однако на рынке пока нет даже попыток сдать в аренду какое-то более сложное приложение, например систему управления складом или финансами. Клиенты не очень хорошо понимают, как это будет работать, и психологически не готовы, чтобы взять да и отдать куда-то свое финансовое приложение. А вот для передачи ISP корпоративной почты бизнес уже созрел. Нормальным считается и разместить у него часть документооборота.

PC Week: Как вы оцениваете число российских компаний, которые сейчас подключены к Интернету по выделенным линиям?

В. К.: По Москве говорят о 40 тыс. таких компаний. Я думаю, эта цифра раза в два завышена. На основании нашего опыта я оцениваю их число в 20-30 тыс. И это серьезный рынок. Хотя, как ни странно, основные события, как и во всем мире, происходят в области голосового трафика. В России, например, 90% услуг связи - это голосовой трафик и 10% - все остальное. На Западе на голосовой трафик приходится примерно 60-65%.

PC Week: Пару лет назад “Демос” активно развивал узлы присутствия по стране. Какова ситуация с этим сейчас?

В. К.: Она в общем-то не изменилась. Мы отказались от старой модели, предусматривающей организацию совместных с местным бизнесом компаний (такая структура оказалась трудно управляемой) и ставим теперь собственные узлы. На партнерские отношения идем только тогда, когда без этого невозможно развиваться. У нас собственный филиал в Санкт-Петербурге, возникший из компании “Демос-Петербург”, филиалы в Пскове (мы закрыли компанию “Демос-Псков”) и Саратове, а в Екатеринбурге пока совместная компания. Всего наши узлы есть в восьми крупных городах.

Конечно же размещаем узлы доступа в районных центрах Московской области. На четырех работающих здесь узлах насчитывается уже 2 -2,5 тыс. клиентов. Для сравнения: в Москве 12-12,5 тыс. (Замечу, что это число только активных контрактов, но по всем видам сервиса: сюда входят и контракты на доступ по выделенным линиям, и корпоративные контракты, и Web-хостинг. Один пользователь коммутируемой линии учитывается так же, как, например, “Рамблер”, который покупает услугу колокейшена). В течение будущего года планируется ввод в действие узлов во всех 46 районных центрах. Мы работаем совместно с “Электросвязью”, которая разрешает установку оборудования на своих площадях, и нашей дочерней компанией “Телеинтерком”.

PC Week: Недавно DSL дошел до Москвы. Собирается ли “Демос” что-то в этом направлении делать?

В. К.: Мы готовы к этой услуге, но для того, чтобы ее предоставить, нужно присутствие в аппаратных залах телефонных станций (ведь DSL характеризуется тем, что с возможностью передачи данных сохраняется и телефонный доступ). А туда никого, кроме “ПТТ-Телепорта”, не пускают. Существуют и другие схемы: можно было бы договариваться (и такие задумки были) о том, чтобы ADSL-линия предоставлялась любому сервис-провайдеру через соответствующую коммутацию трафика. Но пока это не реализовано. Объявлена тестовая зона, и монопольное право на работу в ней имеет “ПТТ-Телепорт”, через которого мы не можем получить ни одного абонента.

PC Week: Означает ли это, что, когда спрос на DSL-доступ начнет расти, почти все Интернет-провайдеры столкнутся с большими проблемами? Ведь широкополосный доступ (для конечных пользователей) растет только в двух направлениях - DSL и кабельных систем.

В. К.: Наверняка нужно будет думать о каком-то регулировании с точки зрения честной конкуренции. Сейчас складывается монопольная ситуация, поскольку МГТС монопольно владеет телефонными сетями, а “Мостелеком” занимает почти монопольное положение в сфере систем кабельного телевидения.

PC Week: Что вы думаете в связи с этим о разворачивающихся сейчас проектах создания интерактивного телевидения?

В. К.: Там очень серьезные проблемы. Существующая кабельная сеть требует замены оборудования: поскольку в ней используются однонаправленные усилители, возникают сложности с обратным каналом. Кроме того, затраты получаются колоссальными. Завести в одну квартиру услугу стоит примерно $200 (это без учета кабельного модема). Спальный район, скажем, Чертаново - это 50 тыс. квартир. Получается 10 миллионов на один микрорайон, ведь провести эту услугу только в те квартиры, что готовы за нее заплатить, невозможно. Так что мгновенной отдачи ждать не приходится.

Услуга доступа пойдет только тогда, когда вместе с ней будет поступать какое-то количество программ кабельного телевидения. Но возьмем опыт НТВ+: инсталляция и обслуживание стоят недорого, а услуга востребована мало. Ведь есть обычное ТВ, и чтобы платной услугой заинтересовать потребителя, нужно предложить действительно что-то стоящее. Какое-то развитие в этом направлении идет, но нужны очень приличные капиталовложения.

PC Week: “Демос” пытался развивать спутниковый доступ. Как с этим обстоят дела?

В. К.: У нас было два проекта в этой области. С регионами мы действительно до сих пор работаем по спутниковым каналам (у нас это направление по-прежнему развивается, хотя и не очень высокими темпами), в частности с Салехардом, Ухтой, Якутией, куда “Ростелеком” не дотянулся. В средней полосе спутниковые системы не выдерживают конкуренции с выделенными каналами ввиду дороговизны космического сегмента. Кроме того, в России действующая система регистрации спутниковых станций настолько тяжела и дорогостояща, что не каждый вытянет всю эту процедуру. Иначе говоря - и канальная емкость дорога, и инсталляционная плата огромна.

Второй проект назывался NetStar: асимметричный доступ типа НТВ-Интернета. Но от него мы отказались. Частным пользователям помимо Интернета нужно предлагать серьезный информационный пакет - телевизионные каналы и т. п. У нас такой возможности не было. А корпоративные пользователи создают большой обратный трафик, который невозможно передавать по обратному коммутируемому каналу. Прекратить предоставление этой услуги с 1 января 2001 г. было решено всего месяц назад. Клиентов мы аккуратно передаем в аналогичные дружественные компании - GeliosNet, “Репорт”. Проект был совместным, но они хотят его продолжать, а мы нет.

PC Week: Пару лет назад на конференции “Интернет-Россия” говорилось о проекте сотового телевидения и доступа в Интернет по этому каналу. Какова его судьба?

В. К.: Он умер. О сотовом телевидении время от времени вспоминают “ПТТ-Телепорт” и “МТУ-Информ”. Но потом все быстро затихает, так как для этого нужны огромные деньги. Несущая частота 40 ГГц означает почти полное отсутствие дифракции радиоволн, соты должны стоять чаще, чем у сотовых операторов, а иначе из-за неравномерной застройки высотными домами будут большие теневые зоны. Но стоимость узлов колоссальна. Кроме того, пропускная способность сети огромна, и соты нужно связывать наземной инфраструктурой. Но каков будет спрос?

PC Week: Вернемся к ситуации с провайдерами. На Западе сейчас распространено такое явление: крупные телекоммуникационные компании предоставляют в аренду инфраструктуру (модемный пул, линии связи и т. п.) любым желающим, предлагая им взять на себя работу с клиентами, организовать ISP. А в России такая ситуация возможна? Что остается классическим ISP?

В. К.: Мировая тенденция такова, что независимых ISP осталось очень мало. Одни вливались в обычные телекомы, как, например, Sonera, TeleNor, Telia. Независимыми остались немногие, вроде гиганта America Online. Другие двинулись в сторону тех сервисов, которыми телекомы напрямую не занимаются, - Web-хостинга, колокейшена, ASP. Я думаю, в России ситуация будет примерно такой же.

У нас масса примеров тому. “МТУ-Информ” - чистый оператор связи, предоставляющий одновременно и коммутируемый доступ в Интернет. То же можно сказать о Comstar, Combelga. Осталось довольно мало Интернет-провайдеров, которые не являются телекомами.

Есть еще один вариант: стать телефонным провайдером. Что касается нас, то коль скоро мы начали предоставлять услуги Voice-over-IP, то будет некоторая промежуточная комбинация. Мы же и предоставляем услуги хостинга, и получаем лицензию на местную связь.

PC Week: Наметилась тенденция поглощения мелких провайдеров крупными. Она сейчас прослеживается? Кстати говоря, мелкие провайдеры на Западе контролируют существенную долю рынка в России - это так?

В. К.: Какие-то покупки состоялись, но супербума не было. Купили “Гласнет”, “Элвис-Телеком” (это сделала TeleNor), “Голден Телеком” купил “Невалинк”. Очевидно, попытки скупить тех, кто остался независимым, продолжатся. Большие операторы постоянно ведут подобные разговоры. Cable&Wires, Telia, Sonera пытаются что-нибудь купить. И это отчасти правильно.

Что касается второго вопроса, то в Москве осталось 20-30 мелких провайдеров, но даже в совокупности они из себя конкурента не представляют. В России весь рынок держат менее десятка компаний: “Голден Телеком”, “ПТТ-Телепорт”, “Зенон”, “Ситилайн”, “Элвис-Телеком”, “Демос”, “Релком”, ORC.

PC Week: Спасибо за беседу.