КОНФЕРЕНЦИИ

В начале декабря в Санкт-Петербурге прошла шестая международная конференция “Телекоммуникации в Российской Федерации”, организованная английским Институтом Адама Смита (www.asi-conferences.com), специализирующимся на проведении бизнес-конференций и семинаров в области высоких технологий. Участие в конференции приняли представители высшего звена российских операторов связи, западных компаний, работающих в России, европейских финансовых структур.

На конференции обсуждались и вопросы состояния рынка телекоммуникаций в странах СНГ. Доклады сотрудников “Укртелекома”, “Узбектелекома”, “Киргизтелекома”, “Грузия-Телекома” были построены почти одинаково - после описания состояния дел выступающие старались показать привлекательность своего бизнеса для западных инвесторов. Прокладка волоконно-оптической линии Европа - Азия по маршруту Шелкового пути позволила новым операторам из бывших советских республик войти в мировое сообщество современной связи минуя Москву. Однако по сути с советских времен эти компании остались монополистами и проблемы у них прежние: слабое развитие местной сети и медленное наращивание номерной емкости. Основное препятствие для этого, как и в России, - низкая платежеспособность населения. И тут западные инвесторы вряд ли могут им помочь.

Главной темой конференции было обсуждение состояния и тенденций рынка телекоммуникаций России. После доклада представителя “Ростелекома” Романа Крайнина с очень интересными сообщениями выступили руководители отделов развития таких ведущих российских компаний связи, как “Связьинвест”, “Телекоминвест”, “Челябинсксвязьинформ”, “Северо-Западный GSM”, МТС, “ВымпелКом”, “Глобалтел”, “Транстелеком”. Опытом работы, проблемами ведения бизнеса в России и своим видением перспектив поделились представители Cisco Systems, Nokia, Ericsson, Motorola, Telenor, Sonera, Golden Telecom, Alcatel, Nortel Networks, Cable and Wireless. Живой интерес вызвали доклады компаний, ведущих мониторинг состояния рынка связи России, и компаний-инвесторов, например Pyramid Research, CET-Intermatrix, Baker and McKenzie, Renaissance Capital, Европейский банк реконструкции и развития, Raiffeisen Bank, ING Bearings, LV Finance.

В завершение конференции выступил Юрий Милов, бывший заместитель директора Российского космического агентства, а ныне ведущий сотрудник компании “Инспэйс Консалтинг” (Москва), который рассказал о состоянии и перспективах спутниковой связи России.

Конференция подтвердила, что рынок связи России живет и активно развивается. Уровень инвестиций в 2000 г. уже значительно превысил уровень докризисного 1997 г. Национальные операторы переживают новый подъем. “Связьинвест”, например, проводит укрупнение и реструктуризацию - вместо 89 региональных операторов создается новая структура из 7-15 операторов связи, что существенно повысит управляемость и привлекательность “Связьинвеста” для инвесторов.

Количество магистральных линий связи за последние два года заметно выросло на всей территории России. “Ростелеком” и “Транстелеком” сообщают о перспективах транзита трафика Азия - Европа. К этим заявлениям с интересом прислушиваются компании на Западе, а их филиалы составляют планы развития бизнеса в России.

В короткой заметке невозможно перечислить все вопросы, обсужденные на конференции. Главный вывод состоит в том, что движение экономики от материального производства в информационную плоскость предопределяет огромную роль телекоммуникаций. Те компании, которые вовремя не перестроят свою политику и приоритеты развития, не смогут выдержать рыночной конкуренции. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить таких вымерших гигантов, как WANG, DEC, Tandem, US West, Airtoch. Все докладчики согласились, что именно переход в сфере телекоммуникаций от передачи голоса к передаче данных - основное направление будущего развития. При этом г-н Крайнин оптимистично заявил, что главным результатом новой волны развития рынка будут телекоммуникационные “дороги” России, которые совсем скоро станут удобными, качественными и красивыми. Очевидно, по этим дорогам смогут успешно двигаться только те компании, которые избрали новые бизнес-модели развития (о них - в следующих материалах о конференции Института Адама Смита).