Конец года - время подведения итогов и размышлений о будущем. Редакция PC Week/RE попросила руководителей ведущих отечественных компаний российского рынка промышленной автоматизации ответить на три вопроса, которые, как мы полагаем, небезынтересны и нашим читателям:

1. Самое заметное, на ваш взгляд, событие 2000 г. в области промышленной автоматизации в мире и в России?

2. Ваши прогнозы на ближайший год и пятилетку?

3. Что можно ожидать нового в России в области промышленной автоматизации?

Ольга Синенко, генеральный директор “РТСофт” :

Ольга Синенко

1. Этот год оказался успешным для индустрии встраиваемых систем, систем контроля и управления, систем реального времени в трех лидирующих сегментах рынка - промышленной автоматизации, военных и специальных системах и телекоммуникациях.

Для промышленной автоматизации 2000 г. ознаменовался беспрецедентным ростом (можно даже сказать, бумом) продаж как во всем мире, так и в России. Мировой прирост объема поставок встраиваемых систем для промышленной автоматизации составил 15%, и есть надежда, что в 2001 г. он достигнет 20%. В России (по данным рейтингового агенства “Эксперт-РА” ), вопреки общеэкономической тенденции к значительному сокращению импорта в структуре внешнеторгового оборота (до 33% за 1999 г.), объем импорта программируемых логических контроллеров возрос на 12%, а прирост продаж контроллеров отечественного производства составил 38%, и эксперты полагают, что до 2002 г. включительно объем продаж будет ежегодно увеличиваться на 50%! Агентство “Эксперт-РА” назвало это выдающееся явление “индикатором промышленного обновления”!

Также можно сказать, что этот год для промышленной автоматизации стал годом “объединяющим”. Идея объединения уровней ИТ АСУП и АСУ ТП превратилась из дискуссий в реальные услуги и продукты, а понятие “информационные технологии” официально включило в себя и уровень АСУ ТП предприятий. Крупные организации реформировали службы, связанные с информационными технологиями, и подчинили оба вечно враждовавших между собой направления (скудно финансируемое по остаточному принципу АСУ ТП и вальяжное АСУП) грамотным “впередсмотрящим” директорам по информационным технологиям. Наконец-то промышленность подошла к тому, чтобы подсчитывать общий экономический эффект от автоматизации верхнего и нижнего уровней предприятия.

Что это означает технически?

За последний год стали очевидными следующие тенденции:

- использование сетей Ethernet на любом уровне систем автоматизации, в том числе и на контроллерном уровне;

- применение Интернет/интранет-технологий не только в корпоративных системах, но и на уровне автоматизации технологических процессов.

Это стало объективным условием для внедрения на предприятии систем различной степени сложности и позволило:

- интегрировать разнородные технологические подсистемы с целью создания автоматизированной системы оперативного диспетчерского управления (АСОДУ) или общих диспетчерских мест;

- интегрировать системы автоматизации технологических процессов с системами автоматизации административно-хозяйственной деятельности.

В результате на рынке появилась потребность не в конкретных продуктах, а в законченных решениях. Конечно, это не означает, что система должна быть приобретена предприятием сразу. Можно постепенно приобретать необходимые компоненты, но должен быть “генеральный план”, в соответствии с которым отдельные объекты автоматизации сводятся воедино.

Следует отметить и важнейшие изменения в дислокации встраиваемых систем на рынке ПО. Поддержка встраиваемых систем через Интернет (а сегодня это уже обязательное требование заказчика!) реализована в ведущих ОСРВ (Embedded Java, Embedded Internet-серверы).

Microsoft Windows CE пока неспособна претендовать на роль основной ОС для встраиваемых систем (по разным источникам, ее продажи составили только треть от планируемых). Зато резко возросла роль ОСРВ для встраиваемых систем и (знаменательное событие 2000 года!) Linux вышла на арену приложений реального времени! В 1999 г. об этом лишь говорили, а в 2000 г. не только стал быстро расти рынок Linux-продуктов для встраиваемых приложений, но и появились серьезные компании, работающие в области embedded Linux и Linux RT.

Наконец, нельзя не упомянуть еще об одном важнейшем событии, которое окажет грандиозное влияние на рынок встраиваемых систем промышленного, военного и телекоммуникационного назначения уже в ближайшие два-три года: Intel, представив Pentium 4 в качестве микропроцессора для Интернета, фактически взяла направление не на рынок ПК (емкостью 300 млн. шт. в год), а на рынок встраиваемых систем (800 млн. - 1 млрд. шт. уже в 2002-2003 гг.! То есть следующая пятилетка сможет по праву называться эпохой встраиваемых систем и систем реального времени!

2. Бум в сфере промышленной автоматизации и телекоммуникаций выливается в бум встраиваемых систем со всеми позитивными и негативными последствиями - консолидацией поставщиков и производителей, созданием стратегических альянсов, национальных и транснациональных корпораций. Уже в 2001 г. нам предстоит стать свидетелями таких слияний сегодняшних конкурентов, которые нам раньше и не снились! В России будет то же самое, но усилится и ужесточится конкуренция между западными и российскими компаниями (как поставщиками, так и системными интеграторами). При этом в связи с историческими особенностями нашего бизнеса в области ИТ (борьба отечественных компаний одного уровня между собой и полное неведение того, что делают западные фирмы на нашем рынке) мы имеем реальные шансы упустить нужное время для альянсов (в том числе с конкурентами) и оказаться полностью неконкурентоспособными в “игре” с западными гигантами на своем же поле! А симптомы подобного явления принимают уже угрожающий характер, особенно в провинции! Отчетливо это видно по рынку труда, когда в условиях острой нехватки квалифицированных кадров перекупаются специалисты и целые коллективы, подчас лишь затем, чтобы “удавить” конкурента. А чего стоит скупка по дешевке заводов и инженерно-технических компаний в регионах! (Иногда я отчетливо слышу стук колес брички незабвенного Чичикова.)

Из негативных последствий бума предвижу колоссальные задержки и срывы сроков поставок комплектующих, готовых изделий, систем. Сдвиги сроков выпуска (на полгода и более) объявленных (а иногда и оплаченных) новых изделий ведущих мировых поставщиков (ну не поспевает “элементная база” за идеями!).

3. Из позитивных для России явлений можно отметить дальнейшее перемещение бизнеса, связанного с промышленной автоматизацией, из Москвы в областные и краевые центры. В Москве системным интеграторам все больше внимания надо уделять проджект-менеджменту и координации, а реальное исполнение проектов перейдет в провинцию. То есть инженерные кадры мигрируют (в том числе и физически!) в региональные структуры компаний, а в Москве самой востребованной специальностью на рынке ИТ станет менеджер-координатор проектов!

Чрезвычайно востребованным станет обучение (звездный час для учебных центров и академий компаний, работающих в области ИТ) и консалтинг. Думаю, что в ближайшие два года консалтинговые компании (в том числе и независимые) в области ИТ (АСП и АСУ ТП) будут расти как грибы после дождя. Возникнет большой спрос на специалистов, которые сегодня не востребованы или мало востребованы, - инженеров-конструкторов и инженеров-технологов (бум промышленной автоматизации!) для работы с АСУ ТП. И вообще, в ближайшие пять лет самым дефицитным “товаром” в России станут кадры.

Сергей Сорокин, генеральный директор “Прософта”:

Сергей Сорокин

1. Как правило, все наиболее интересные изменения в любой области человеческой деятельности находят свое отражение на соответствующих отраслевых выставках. Если судить по результатам Hannover MESSE, Interkama и ISA Show, то каких-то революционных продуктов или событий в области промышленной автоматизации, радикально меняющих сложившиеся технологии решения задач АСУ ТП, в 2000 г. не появилось. Можно говорить только о продолжении активной экспансии общекомпьютерных технологий и WINTEL-платформ в виде промышленных компьютеров, Industrial Ethernet и SoftPLC на рынок АСУ ТП. Области промышленной автоматизации свойствен здоровый консерватизм и любовь к проверенным временем решениям, защищающие всех нас от всевозможных техногенных катастроф. Главным отечественным событием 2000 г. в области промавтоматизации я бы назвал наступление долгожданного оживления в промышленности, связанные с этим новые проекты АСУ ТП в различных отраслях и, как следствие, ощутимый рост спроса на современные компоненты систем автоматизации. Очень хочется верить, что круг замкнется и в ответ наша промышленность выдаст множество нужных отечественных товаров, “хороших и разных”.

2. Прогнозы дело неблагодарное. С одной стороны, пока наша промышленность так сильно зависит от мировых цен на нефть, случится может все что угодно. С другой стороны, изношенность основных производственных фондов и соображения элементарной безопасности производства, хранения и перевозок нефти и газа всегда будут гарантировать ощутимый уровень спроса на соответствующее оборудование. В свое время это, кстати, подтвердил кризис 1998 г. Говорят, что высказанные пожелания, особенно новогодние, часто сбываются. Поэтому рискну сделать очень оптимистичный прогноз на пятилетку. Компьютерная автоматизация в сочетании с новейшими средствами беспроводной связи, проникая повсюду, будет помогать производить больше нужных и качественных изделий и освобождать людей от скучной механической работы, экономя наше драгоценное время для более интересных дел. Вполне возможно, что мечта знаменитого бездельника Барта Симсона об управлении если не атомной станцией, то хотя бы мини-пивзаводом с удаленного Интернет-терминала на веранде загородного дома наконец осуществится. Отечественные автомобили превзойдут качеством японские, стиральная машина “Вятка” с доступной нашим домохозяйкам логикой вытеснит Samsung с его fuzzy-мозгами, а западные потребители будут ломать прилавки своих супермаркетов, пытаясь приобрести утюги “Made in Russia” с дистанционным управлением через Интернет.

3. Всех работающих в области промавтоматизации ожидает огромное количество работы, которой хватит для всех желающих на многие годы вперед. Еще больше увеличится дефицит инженеров, способных решать задачи АСУ ТП, а по зарплатам они сравняются с программистами банковских баз данных в США. И станет эта специальность самой престижной, и потянутся к нам в эмиграцию западные инженеры, привлеченные длинным рублем, и побегут вслед за ними буржуины с толстыми кошелями для инвестиций, и задымят трубы заводов по всей России, и наступит подъем экономики на зависть корейским драконам и прочим тиграм. А больше я вам ничего не скажу.

Лев Анзимиров, президент компании “АдАстра”:

Лев Анзимиров

1. На мой взгляд, в уходящем году сменилась парадигма в сфере промышленной автоматики. Системы АСУ ТП больше не рассматриваются обособленно, а воспринимаются как часть интегрированной информационной системы управления производством. Я не хочу сказать, что решения для интегрированной автоматизации появились именно в 2000 г. Просто в этом году, как-то вдруг, изменилось мышление всех участников рынка: поставщиков, интеграторов, конечных пользователей. Этому процессу предшествовало несколько знаковых событий последних лет: успех стандарта OPC, разработка Microsoft концепции DNA for Manufacturing, распространение платформы Intel в PLC и связанное с этим развитие технологий Softlogic. Я был поражен, сколько SoftPLC (программируемых логических контроллеров на платформе Intel) было представлено в этом году на BIAS2000 - крупнейшей миланской выставке промышленной автоматики.

Этот процесс в той или иной степени идет и в России. Российская SCADA Trace Mode стала первой интегрированной SCADA- и Softlogic-системой. Мы предложили технологии сквозного программирования всех задач АСУ ТП с помощью единого инструмента еще в 1995 г.

В том, что касается интеграции систем АСУ ТП в финансово-хозяйственные АСУ предприятий, то здесь России пока нечем гордиться, хотя, как говорится, “процесс пошел”. Кстати, мы уже начинаем сталкиваться с массовым спросом на такие проекты.

2. Мне кажется, что будущее автоматики в ближайшие годы будет определяться следующими факторами:

- расширением использования платформы ПК в промышленных контроллерах и развитием технологий софтлоджика;

- расширением использования технологий Интернет в АСУ ТП;

- интеграцией систем АСУ ТП и АСУП;

- падением цен на LCD-дисплеи, RAM, процессорные платы приведет к созданию PLC со встроенным человеко-машинным интерфейсом.

Как видите, на этом фоне перспективы технологии Softlogic выглядят вполне радужно.

3. В 2000 г., например, рынок SCADA-систем России вырос более чем на 200%. В будущем мы также предполагаем, что рынок будет расти, хотя и менее интенсивно. Что можно прогнозировать уверенно, так это рост внутреннего производства средств промышленной автоматики и сокращение импорта. Сейчас мы видим, как буквально на глазах меняется психология наших производителей. Они начинают мыслить рыночно. Разрабатывают новые модели контроллеров, УСО, средства измерения. Многие начинают экспортировать свою продукцию.

В этом году мы совместно с фирмой “ТЕКОН” разработали новый телемеханический управляющий контроллер, осуществляющий обмен с операторским ПК через WAP. Это передовая разработка, не имеющая аналогов в мире.

На очереди и другие OEM-проекты. В целом я предсказываю увеличение рынка промышленной автоматики в ближайшем и более отдаленном будущем. Рост будет определяться, во-первых, необходимостью массовой замены оборудования, введенного в строй в 50-х годах, а во-вторых, вовлечением в автоматизацию отраслей, переживавших кризис до “очистительного” 1998 г.

В связи с ростом рынка возникнет проблема кадров. Университеты должны обратить внимание на подготовку инженеров по специальности “Автоматизация технологических процессов”. На них будет спрос. Мы готовы содействовать учебным заведениям организацией авторизованных учебных центров и предоставлением самого современного ПО.