ОТЧЕТЫ

Минсвязи сообщило о позитивной динамике основных экономических показателей

Окончание. Начало см. PC Week/RE, №11/ 2001, с. 1.

Информатизация

В 2000 г. в стране продолжала развиваться сфера информатизации. Она характеризовалась следующими показателями.

По словам заместителя министра Александра Волокитина, вклад инфокоммуникационных технологий в ВВП составил 8,4 млрд. долл., т. е. 4% (с учетом пользовательского телекоммуникационного оборудования - факсов, модемов, факс-модемов, сотовых телефонов - и услуг, предоставляемых предприятиями связи) против 3,6% в 1999 г. При этом в 2000 г. вклад в ВВП информационных технологий и услуг (в том числе Интернета) составил 4,7 млрд. долл., т. е. 2,2%.

Занятость в сфере информатизации составила около 500 тыс. человек, т. е. 0,8% от работающего населения и по сравнению с 1999 г. увеличилась на 15%.

Парк эксплуатируемых ЭВМ в 2000 г. обновился на 17%. Всего в стране работает 10 млн. компьютеров. Увеличивается количество ПК в семьях россиян. Обеспеченность городского населения персональными компьютерами составляет 64 шт. на 1000 человек (против 54 шт. в 1999 г).

Развивается российский сегмент Интернета. Объем информационных услуг в этой области составил 460 млн. долл. и увеличился по сравнению с 1999 г. почти в 2 раза.

Растет количество русскоязычных информационных ресурсов Сети. Зарегистрированных пользователей Интернета в РФ - 2,9 млн. человек, а хотя бы раз посетило Сеть около 10 млн. человек. Начинает развиваться электронная коммерция.

В прошедшем году Минсвязи был проведен комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по таким приоритетным направлениям, как разработка государственной политики в сфере информатизации; создание законопроектов и нормативных документов; развитие новых информационных технологий; формирование государственных информационных ресурсов; стандартизация, сертификация и др.

Развивается система добровольной сертификации средств и систем в сфере информатизации “Росинфосерт”. Она обеспечивает сертификацию программных средств, баз данных, информационно-вычислительных систем и сетей. В “Росинфосерт” аккредитованы 12 органов по сертификации и 30 испытательных лабораторий.

Особое значение приобретают работы по созданию автоматизированной системы “Государственный регистр населения”.

В 2000 г. министерство занималось государственной регистрацией и ведением государственного регистра имеющихся в стране баз и банков данных. На конец года зарегистрировано около 6,5 тыс. баз данных.

Государственный надзор за связью и информатизацией

Значительная часть выступления руководителя департамента по надзору за связью и информатизацией Николая Логинова была посвящена вопросам реорганизации службы Госсвязьнадзора России.

Структура надзорных органов Минсвязи России претерпела изменения. В соответствии с принятым Положением о системе государственного надзора за связью и информатизацией, утвержденным постановлением Правительства, в систему госнадзора теперь входят Департамент по надзору за связью и информатизацией Минсвязи России и управления госнадзора в субъектах Российской Федерации. Учредительные документы последних утверждаются в министерстве.

В целях повышения эффективности государственного регулирования по использованию радиочастот постановлением Правительства образована отдельная Государственная радиочастотная служба при Минсвязи России.

Работы по реорганизации близки к завершению, и с 1 апреля в полной мере начнут действовать обе службы - надзорная и радиочастотная. Сейчас основная задача - разработать такую технологию, которая обеспечила бы эффективное взаимодействие этих двух служб в интересах операторов связи.

Со второго квартала нынешнего года финансирование деятельности управлений по надзору осуществляется за счет отчислений организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, и средств, получаемых из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На 2001 г. Минсвязи по согласованию с Минэкономики и МАП утвержден норматив ежемесячных отчислений в размере 0,3% от доходов за предоставленные услуги в области связи и информатизации.

Нормативно-правовые вопросы

В соответствии с Конституцией (статья 71) вопросы правового регулирования связи на территории страны регламентируются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а регулирование деятельности в области связи отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

На сегодняшний день деятельность отрасли регулируют 11 федеральных законов, восемь Указов Президента РФ и 119 постановлений Правительства России.

Событием 2000 г. для всей отрасли, по мнению г-на Реймана, стала разработка “Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации”, которая в декабре была одобрена Правительством. Этот документ высоко оценил вице-премьер Илья Клебанов. “Вы были первыми, кто положил Правительству на стол десятилетнюю программу реформирования отрасли, - отметил он, выступая на расширенной коллегии. - Минсвязи удалось четко конкретизировать задачи на ближайшие годы”.

Проблемы

Строительство объектов связи в прошлом году осуществлялось недостаточно интенсивно и ввод основных фондов сократился по сравнению с 1999 г. до уровня 86% (с 17,963 до 15,571 млрд. руб.).

Снизился ввод в действие номеров городских АТС до 87%, кабельных линий связи до 71,2%, каналов международных телефонных станций до 32,6%, каналов АМТС до 57,4%.

Спад объемов сдачи в эксплуатацию новых объектов радиосвязи и вещания коснулся телевизионных станций и передатчиков, маломощных УКВ-ретрансляторов.

Телефонизация страны осуществляется уже более 100 лет. Но проблем здесь все еще много. Для достижения среднеевропейского уровня (40 телефонов на 100 человек) емкость сети должна быть удвоена.

При этом необходимо реконструировать морально и физически устаревшее аналоговое коммутационное оборудование, прежде всего декадно-шаговые АТС. Для достижения этой цели в разумные сроки необходим ежегодный ввод 3,5 - 4 млн. номеров современных АТС (а не 1,5 млн. номеров, как сейчас).

Поэтому основным направлением инвестирования по-прежнему является местная телефонная связь, требующая около 65% от общего объема капитальных вложений. Однако при нынешних тарифах срок окупаемости инвестиционных проектов по городским АТС составляет 25 и более лет, по сельским АТС - свыше 60 лет.

Механизм государственного регулирования тарифов должен опираться на объективные принципы рыночного ценообразования, учитывать состояние рынка телекоммуникационных услуг и перспективы его развития, потенциальный спрос и реальное предложение, что подразумевает уход от принципов перекрестного субсидирования.

Минсвязи России совместно с МАП и другими государственными органами рассматривают вопросы увеличения тарифов на местную связь и доведения их до себестоимости, компенсации обслуживания льготных категорий абонентов, полной оплаты трафика силовых структур и т. д. Но пока многие из этих вопросов остаются открытыми.

Уровень телефонизации сельских населенных пунктов пока еще крайне низок. Так, если в городах средняя телефонная плотность составляет около 23 телефонных аппаратов на 100 человек, то в сельской местности - менее 10.

Только 30% сельского населения имеют удовлетворительную телефонную связь. До настоящего времени более 40 тыс. из 150 тыс. деревень и 100 тыс. из 270 тыс. фермерских хозяйств не имеют телефонной связи.

В значительно большей поддержке нуждается отраслевая наука. Финансирование НИОКР за счет внебюджетного фонда, формируемого путем добровольного перечисления средств операторами связи, не оправдало себя. Хроническая нехватка средств разрушает НИИ и КБ отрасли.

“Это заставляет научные учреждения заниматься поделками, ведет к распаду творческих коллективов и разрушению научных школ”, - прокомментировал ситуацию Сергей Мишенков, начальник научно-технического управления Минсвязи. Действительно, в этой сфере осталось работать всего около 5 тыс. человек.

Список проблем Минсвязи можно продолжать еще очень долго.

Планы

На расширенной коллегии Минсвязи обсуждались и проблемы текущего года. В частности, в радиоподотрасли проводятся организационные и технические мероприятия по срочной замене практически аварийного КА “Экран-М”, отработавшего три гарантийных срока эксплуатации.

В нынешнем году совместно с МПТР России должна быть начата модернизация приемной сети спутникового вещания “Москва”, “Экран”, “Орбита” с переводом ее на цифровой режим.

Необходимо также организовать работы по реализации первого этапа “Концепции развития сетей кабельного телевидения и систем широкополосного беспроводного доступа”, обеспечив разработку нормативно-технических решений по проектированию и строительству гибридных широкополосных сетей кабельного телевидения, норм частотно-территориального разноса для систем фиксированной службы, а также проекта межгосударственного стандарта для распределительных сетей кабельного телевидения.

Планируется начать изготовление семи спутников серии “Экспресс-АМ” с ретрансляторами фирм NEC и Alcatel.

Важная и сложная работа должна быть выполнена научно-исследовательскими организациями Минсвязи России и МО РФ для изыскания возможности развития телевизионного вещания в диапазоне 53-60-го ТВ-каналов.

В области законотворчества Минсвязи России в 2001 г. занимается подготовкой следующих законопроектов: “Об электронном документе”, “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”, а также участие в подготовке законопроекта “О переводе денежных средств”.

Разрабатываются проекты федеральных законов "О ратификации Заключительных актов Полномочной конференции Международного союза электросвязи (г. Миннеаполис, 1998 г.)", “О кабельном телевидении”, “О телекоммуникациях”. Также Минсвязи участвует в подготовке и согласовании проектов федеральных законов “О государственном регистре населения”, “О государственном регулировании использования радиочастотного спектра”, “Об обеспечении устойчивости и безопасности функционирования сетей электросвязи общего пользования Российской Федерации”, “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений".

Будет продолжена работа и над основополагающим законопроектом отрасли - проектом федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"”.

Подготовка и принятие вышеуказанных законопроектов должны создать благоприятную законодательную базу для дальнейшего развития национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, привлечения инвестиций в отрасль, более полного удовлетворения потребностей населения и организаций России в современных услугах связи.

Минсвязи РФ: (095) 928-6580.

В 2000 г. введено в действие:

- 1238,6 тыс. номеров городской телефонной связи;

- 158,9 тыс. номеров сельской телефонной связи;

- 653 тыс. номеров подвижной радиотелефонной связи;

- 3,9 тыс. км радиорелейных линий связи;

- 8,9 тыс. км междугородных кабельных линий связи;

- 177 наземных станций спутниковой связи;

- 52 маломощных УКВ-ретранслятора;

- радиовещательные станции общей мощностью 110,6 кВт;

- четыре телевизионных передатчика.